"Катынское дело": ЕСПЧ умывает руки

Мемориал жертв расстрела в Катыни

Страсбургский суд не стал оценивать российское расследование "катынского дела" и не удовлетворил требования польских истцов
"Россия может радоваться. Суд в Страсбурге умыл руки при рассмотрении катынского иска". Так отреагировала польская Gazeta Wyborcza на вынесенное 21 октября Европейским судом по правам человека (ЕСПЧ) в Страсбурге решение по иску 15 граждан Польши – родственников поляков, расстрелянных в 1940 году в Катыни под Смоленском.

Решение ЕСПЧ неблагоприятно для истцов, хотя часть его можно считать с их точки зрения "подслащением пилюли". Судьи Большой палаты Страсбургского суда большинством голосов постановили: они не могут вынести решение о том, что было нарушено право жертв Катынского расстрела на жизнь.

Причина – то, что это преступление было совершено задолго до заключения Европейской конвенции по правам человека, на основании которой истцы просили вынести судебное решение, и до появления самого ЕСПЧ. Суд отмечает, что к 1998 году, когда эта конвенция вступила в силу в России, "смерть польских военнопленных уже являлась установленным историческим фактом, и не оставалось никакой неясности относительно их судьбы".

Здание Европейского суда по правам человека в Страсбурге

Тем самым ЕСПЧ оставил в силе собственное решение 2012 года, когда он признал Катынский расстрел военным преступлением, но отказался рассматривать детали этого дела по существу, исходя из вышеприведенных аргументов. Интересно, однако, что тогда судьи признали "негуманным" обращение российских властей с родственниками жертв Катыни – поскольку им было отказано в доступе к материалам дела, объявленным секретными. Правда, такому обращению (являющемуся нарушением Конвенции по правам человека), по мнению страсбургских судей, подверглись не все 15 истцов, а лишь 10 из них. Нынешнее же решение, в отличие от прошлогоднего вердикта, вовсе отрицает факт "негуманного обращения".

Суд также не стал оценивать качество расследования "катынского дела", проведенного российскими властями после 1990 года, поскольку оно было начато за 8 лет до того, как Россия присоединилась к Конвенции по правам человека. ЕСПЧ, правда, осудил Россию за то, что следствие было прекращено в 2004 году Главной военной прокуратурой РФ, которая засекретила материалы дела. В решении суда отмечается, что судьи "не убеждены в том, что публичное и открытое расследование преступлений тоталитарного режима могло бы нанести какой-либо ущерб интересам национальной безопасности нынешней России". Таким образом, как считает Европейский суд, засекречивать "катынское дело" оснований не было.

Сам иск 15 родственников погибших поляков появился после того, как в 2008 году Хамовнический суд Москвы отказал им в реабилитации их родных – на том формальном основании, что нет документальных доказательств того, что к польским офицерам применялись репрессии. Глава российского правозащитного общества "Мемориал" Арсений Рогинский заявил тогда, что "в этом деле право является слугой политики".

Часть рассекреченных материалов по Катыни, переданных польской стороне

Рассматривая детали хождений польских граждан по российским судебным инстанциям, Страсбургский суд признал, что Россия проявила "откровенное, неоднократное и безжалостное неуважение к чувствам истцов". По единогласному мнению судей, российское государство также не выполнило свои обязательства по статье 38 Конвенции по правам человека, которая обязует страны, подписавшие этот документ, сотрудничать с ЕСПЧ и предоставлять ему все условия, необходимые для эффективного судопроизводства. По мнению членов суда, в данном случае этого сделано не было.

Замминистра иностранных дел Польши Артур Новак-Фар уже заявил, что его страна "скорее разочарована вердиктом. Суд не принял во внимание всех доводов, выдвинутых истцами, за которыми – весомые аргументы морального и исторического характера. Но эти аргументы суд не посчитал заслуживающими внимания по причинам процессуального характера". Постоянное представительство Польши при Совете Европы в своем твиттере высказалось в том же духе и добавило: "Вердикт суда важен для нашего диалога с Россией – мы бы хотели рассекречивания материалов следствия и реабилитации убитых".


Замминистра юстиции России Георгий Матюшкин, в свою очередь, выразил удовлетворение решением Страсбургского суда. "Решение по такому сложному вопросу вызвано тем, что суд решил более четко придерживаться критериев приемлемости и не стремится к расширению своей компетенции. Российские власти изначально говорили, что эти события с точки зрения временного критерия находятся вне рамок юрисдикции Европейского суда. И эта точка зрения была Европейским судом воспринята", – отметил российский чиновник в интервью "Интерфаксу".

В последние годы российские власти постепенно рассекречивают многочисленные тома "катынского дела" и передают их Польше. Еще в 2011 году генеральный прокурор РФ Юрий Чайка заявлял, что всё "почти завершено, передано 148 томов из 183". Тем не менее этот процесс так и не закончен, а решение о реабилитации погибших, которого добивается польская сторона, не принято. В связи с этим "катынское дело" остается одной из самых болезненных тем в российско-польских отношениях, и нынешнее решение ЕСПЧ явно не изменит ситуацию к лучшему.