Писатель Виталий Капранов – о Ленине в Киеве

В Киеве возбуждено уголовное дело о массовых беспорядках по факту сноса памятника Ленину на бульваре Тараса Шевченко у Бессарабской площади. Монумент работы скульптора Сергея Меркурова был стянут с пьедестала и разбит кувалдами группой неизвестных минувшим вечером. Задержанных по данному уголовному делу пока нет.

В украинском обществе на свержение Ленина отреагировали по-разному: Коммунистическая партия ожидаемо выразила возмущение, председатель Харьковской городской администрации Михаил Добкин заявил об открытии банковского счета для восстановления монумента, представители киевских городских властей назвали случившееся вандализмом и "правовым нигилизмом". Однако многие считают, что памятнику Ленину и другим символам советской эпохи, не имеющим художественной ценности, в столице независимой Украины не место. Говорит киевский писатель Виталий Капранов:

– На этом месте до 1947 года, когда поставили памятник, был вход на бульвар. Когда идешь вниз по бульвару Шевченко, неожиданно упираешься прямо Ленину в спину. Это очень неудобное место, там свиданий никто не назначает. С точки зрения архитектуры, скульптура неудачная, этот памятник делали на скорую руку. До 1947 года в Киеве вообще не было памятника Ленину, но к тридцатилетию Октябрьской революции срочно понадобилась скульптура. Взяли готовую фигуру Ленина, которую поначалу планировали установить в представительстве СССР в Нью-Йорке, а постамент нашли от памятника Пушкину. Его собирались возводить в конце 1930-х годов, но в связи с войной не получилось. Так что постамент – от Пушкина, а фигура – Ленина, причем это пристенная фигура, которая делалась для помещения. Никакого значения в жизни города этот памятник никогда не играл, всегда был такой "нашлепкой" в архитектурном ансамбле Бессарабской площади.

– Скульптор Сергей Меркуров известен тем, что удачно изготавливал посмертные маски советских вождей, он автор многих памятников Ленину. На постаменте киевского монумента высечены слова: "При едином действии пролетариев великорусских и украинских свободная Украина возможна. Без такого единения о ней не может быть и речи". Сейчас в Киеве как относятся к этим словам?

– Символы империи, символы тирании, символы оккупации должны быть устранены с городских улиц, и когда это происходит, то люди искренне радуются.
Символы империи, символы тирании, символы оккупации должны быть устранены с городских улиц
Свержение памятника – минимальное проявление воли и силы народа, и оно не приведет к эскалации конфликта. Никто в здравом уме и твердой памяти даже из милиции защищать Ленина или умирать с криком "За Ленина!" не собирается. 1 декабря у этого памятника возникла потасовка между участниками демонстраций и спецназовцами из "Беркута", и это было очевидной провокацией. А вчера милиционеры смотрели на происходящее абсолютно спокойно.

– Тем не менее все-таки не с памятниками в первую очередь нужно бороться для изменения судьбы страны, как мне кажется. Молодые люди и активисты партии "Свобода", которые, как говорят, участвовали в этом мероприятии, выбрали не самый цивилизованный способ выразить свои политические убеждения. Уголовное дело должно быть доведено до конца?

– Пусть власть сначала доведет до конца дело об избиении мирных граждан. А то как-то странно получается: когда валят памятник тому, кто оккупировал Украину, идеологу голодоморов в Украине, то это якобы грех и это якобы надо расследовать. А когда бьют мирных граждан, а потом еще в тюрьму их сажают, когда избивают журналистов, то говорят: "Мы потом разберемся". Мне кажется, гораздо важнее люди, свобода слова, чем болваны, тем более болваны чужие.

– Памятники обычно называют болванами, когда речь идет о чуждых символах. Памятник историку Михаилу Грушевскому, одному из отцов украинской государственности 1918 года, очевидно, вы не назовете болваном? В Киеве, однако, еще довольно много памятников советской эпохи, в том числе и революционных. Есть, например, памятник командиру Николаю Щорсу. Их надо все свалить?

– Безусловно. Надо сделать парк для советских памятников. Не все, конечно, надо разбивать. Некоторые надо оставить в назидание потомкам, чтобы потомки понимали, какое зло представляют собой коммунизм и коммунистическая империя. Но очистить улицы от таких монументов, конечно, нужно однозначно.

– Компартия Украины довольно уверенно избирается в Верховную раду и выражает мнение пяти или десяти процентов граждан страны. Коммунисты, понятно, против такого обращения со скульптурами своих лидеров. Мнение этих граждан не нужно уважать?

– Современные коммунисты сначала должны разделить ответственность за злодеяния коммунистов в Украине, только потом с ними можно будет разговаривать. Коммунизм сам по себе есть преступная идеология. Компартия должна нести ответственность за многочисленные преступления, в том числе за голодомор, за Вторую мировую войну, за Чернобыль. К ним очень много счетов. А сегодня коммунисты просто спекулируют на ностальгии по Советскому Союзу.

– По вашему мнению, свержение памятника Ленину, который вам представляется символом украинской зависимости от России, означает и движение Украины к действительной свободе?

– Безусловно, если это будет воспринято массами с энтузиазмом, а пока мы видим энтузиазм. Как все символические акты, такой акт важен на пути духовного освобождения. Потому что только после духовного освобождения может произойти освобождение реальное, физическое.

– Вы, очевидно, часто бываете на Крещатике и на площади Независимости. Как вы относитесь к тому, что происходит сейчас в центре Киева?

– Парадоксально, но баррикады Киеву к лицу. Ты идешь, и душа радуется, когда
Ты идешь, и душа радуется, когда видишь, что люди берут власть в свои руки
видишь, что люди берут власть в свои руки, что люди перестали бояться милиционеров, что люди смотрят на тебя с улыбками. Кстати, транспортный коллапс в Киеве не случился: "пробки" больше не стали и меньше не стали. Может быть, эти баррикады даже надо было бы оставить как памятник народному освобождению, вместо привнесенных извне символов и болванов.

– Как интересно у вас получается: памятник Ленину мешает проходить гражданам, встречаться юношам с девушками на бульваре Шевченко, а баррикады – это символ освобождения, поэтому они должны остаться навсегда…

– Вы же понимаете, что это метафора. Я же все-таки писатель. Безусловно, это эмоции, безусловно, это метафора, безусловно, баррикады потом надо будет разобрать. Но эти эмоции очень позитивные. Украинцы ощутили себя свободными людьми, за них мы счастливы и за себя мы счастливы, – говорит киевский писатель Виталий Капранов.

Утром 9 декабря в центре Киева залит краской памятник участникам Январского восстания 1918 года. Это выступление большевиков и других сторонников Советской власти было подавлено армией буржуазной Украинской народной республики.

Фрагмент итогового выпуска программы "Время Свободы"