В 2014 году произведения российских художников по-прежнему пользовались спросом. Покупателей привлекают в первую очередь имена Малевича, Кандинского, Шагала, Рериха, Репина, Кустодиева, Айвазовского, Поленова, Верещагина… На крупнейших аукционах мира регулярно устраивались так называемые "русские торги".
Последняя "Русская неделя" состоялась в конце ноября. Тогда пять произведений были проданы более чем за миллион фунтов, самая дорогая картина – портрет Марии Цетлин кисти Валентина Серова – досталась покупателю за 9 миллионов 200 тысяч фунтов.
Кто и почему покупает картины российских художников?
Эксперт по российской и восточноевропейской живописи, главный международный редактор интернет-журнала Russian Art and Culture Саймон Хьюитт пару лет назад получил довольно заманчивое предложение из Ульяновска – войти в жюри учреждаемой в Ульяновской области Международной премии в области живописи. Размер премии, как рассказывает Хьюитт, должен был составить 500 тысяч фунтов, а сделавшая ему предложение стать участником жюри тогдашний министр культуры области Татьяна Мурдасова сказала ему, что это будет награда, равноценная по значимости и престижу "Нобелевской премии в области живописи".
Однако всего несколько месяцев спустя госпожа Мурдасова потеряла свой пост: ее уволили после интервью одному из местных телеканалов, которое она дала, явно находясь навеселе, что существенно сказалось на ее высказываниях.
Так или иначе, но "Нобелевская премия в области живописи" не состоялась, а ведь речь шла о самой крупной в мире в смысле денежного вознаграждения премии для художников. Интересно, что премия должна была носить имя родившегося в Ульяновске живописца Аркадия Пластова, который считается любимым художником Владимира Путина. Саймон Хьюитт называет Пластова, работавшего в манере так называемого "социалистического реализма", "не великим, но хорошим художником". "Почему Пластов так нравится Путину? Вы должны сами спросить у президента России", – говорит господин Хьюитт, но делает и собственные предположения:
– Я полагаю, что его привлекает тот факт, что Пластов работал в традиционной манере, которая всегда ассоциируется с ностальгией по Советскому Союзу. Кроме того, это искусство имеет скорее декоративный характер, в нем используются яркие краски, оно всегда позитивно, его довольно легко воспринимать. Путин вырос в окружении произведений как раз такого искусства, оно остается популярным в России и сейчас. И сам Пластов по-прежнему популярен среди россиян.
Влияют ли вкусы Владимира Путина в области живописи на то, как она развивается? Саймон Хьюитт считает ситуацию в России с политической цензурой в искусстве довольно любопытной. Требования цензуры, отмечает эксперт, исходят не столько от Путина, сколько от церковных властей, которых президент России считает своими союзниками:
– Он не хочет, чтобы кто-то задевал самолюбие церковных властей. Про него самого есть много сатирических работ, но он лично никогда не вмешивался, не пытался помешать. Недавно в Лондоне были выставлены работы погибшего в прошлом году художника Мамышева-Монро. На них он предстает в образе Христа, папы римского, и Владимира Путина. Эти работы можно было увидеть и в Москве. Путин этому не препятствовал. Так что в том, что касается политических тем в искусстве, Путин довольно либерален. Но когда речь идет о темах религиозных, он ведет себя гораздо более жестко.
Красота и интеллект – вот две ключевые концепции, разделяющие сегодняшние рынки живописного искусства на Западе и на Востоке, полагает Саймон Хьюитт, рассказывающий, как однажды владелица бакинской галереи "Ярат" Аида Махмудова сказала ему: "В Лондоне техника живописи считается менее важной, чем обучение умению размышлять". Развивая эту мысль, господин Хьюитт отмечает, что мысли у художников иногда настолько глубокие, что нужны специальные кураторы, чтобы их объяснить. Существуют специальные курсы кураторов, они становятся суперзвездами, людьми даже более важными, чем сами художники. Иногда желание кураторов показать, что они знают о картинах "нечто большее", чем рядовой зритель, напоминает сказку о голом короле, улыбается эксперт.
Для западных любителей российского искусства, несомненно, стоит живопись эпохи авангарда. Более традиционное искусство 19 века – Айвазовский, Репин, Шишкин – пользуется успехом у российских богатых покупателей
Зато в таких российских учебных заведениях, как Академия художеств имени Репина в Петербурге или Суриковский институт в Москве, технике живописи, графики уделяется огромное внимание, для студентов организуются даже специальные курсы по анатомии человеческого тела. Неслучайно, к примеру, Академия художеств пользуется популярностью среди студентов из КНР, где "академическое искусство" по-прежнему в большом почете, чем, кстати, пользуются и европейские дилеры, продающие там работы мастеров соцреализма. Китайские студенты готовы платить за обучение в России в два раза больше, чем российские. Кстати, первым, кто начала преподавать живопись масляными красками в Китае, был профессор Суриковского института Константин Максимов, а несколько его учеников стали ведущими художниками КНР во времена режима Мао Цзедуна. Академия художеств имени Репина сейчас планирует открыть свой филиал в китайском городе Шеньчжень.
Кто же сегодня покупает произведения российских мастеров? Западные покупатели интересуются одним, российские – другим, отмечает Саймон Хьюитт:
– Что касается западных покупателей, то на первом месте, несомненно, стоит живопись эпохи авангарда. Малевич и другие авторы этого периода продаются очень хорошо, их охотно покупают коллекционеры на Западе. Более традиционное российское искусство 19 века – Айвазовский, Репин, Шишкин – пользуется успехом у российских богатых покупателей, у которых оно связано во многом с детскими воспоминаниями, тут срабатывает "ностальгический код". Это безусловно очень талантливые художники, но вряд ли их картины продавались бы по столь высоким ценам, если бы не такой огромный интерес со стороны покупателей из России. Что же касается современного российского искусства, то оно их интересует в гораздо меньшей степени. Если россиянин хочет купить произведение современного искусства, то он будет покупать произведение какого-нибудь западного художника, находящегося, как говорят, "в тренде". Ну и захочет, чтобы все это увидели. Вот, к примеру, Абрамович купил работы Фрэнсиса Бэкона и Дэмьенa Херста, это очень престижные имена. Ну а западные коллекционеры русского искусства к современному российскому искусству относятся пока довольно равнодушно. Сейчас на аукционах Лондона и Нью-Йорка самую высокую цену платят за произведения современного искусства. Но если выставляются российские современные произведения, то цена обычно самая что ни на есть низкая. Международным признанием пользуются сейчас только Кабаков и Булатов. Конечно, работы художников из России рекламируются сейчас недостаточно, галереи небольшие. Но две главных причины такого низкого интереса заключаются в том, что их искусство либо концептуальное, использующее кириллицу, что сильно усложняет его понимание, либо политическое, рассказывающее о проблемах коммунизма. Это очень смелое искусство, но на Западе оно выглядит несколько старомодным. Конечно, можно говорить о том, что актуальность этих проблем вновь повышается. Но это уже другая история.
– Почему на Западе по-прежнему интересуются российским авангардом?
– Прежде всего это искусство довольно абстрактно. В нем мало национального, в отличие от Шишкина и Айвазовского, при взгляде на которых у русских срабатывает генетический код. Малевич, Рoдченко и другие авангардисты наднациональны. В свое время их искусство было революционным, "Черный квадрат" Малевича знаменовал собой совершенно новый подход к искусству. Это по-прежнему очень сильный, очень влиятельный вид искусства, которым люди способны восхищаться независимо от своей национальности или социального происхождения. Оно по-прежнему свежо, поэтому, когда такие работы появляются на рынке, они пользуются огромным спросом, цены становятся все выше и выше. К тому же таких произведений не так много.
Большинство западных покупателей рассматривают покупку произведений искусства как инвестицию. Они следят за ценами, общаются с кураторами, но мало разбираются в искусстве. И это вполне естественная ситуация для развитого капиталистического общества, полагает Саймон Хьюитт. В России и Восточной Европе пока слишком мало богатых коллекционеров, которые могли бы сформировать подобную систему. Что не означает, что там мало талантливых художников, заключает эксперт.