Активы ЮКОСа купит госкомпания

Конкурсный управляющий ЮКОСа Эдуард Ребгун подтвердил, что предложение Deutsche Bank имело место

Как стало известно на этой неделе, Deutsche Bank предложил руководству российской нефтяной компании «ЮКОС» провести переговоры о возможности выкупа контрольного пакета ее акций, а также миллиардных долгов кредиторам. Эксперты полагают, что немецкий банк действует в интересах потенциального российского покупателя, сам круг которых невелик – «Газпром» и «Роснефть».


О том, что такое предложение поступило, нынешний руководитель ЮКОСа Виктор Геращенко сообщил конкурсному управляющему этой компании, находящейся в стадии банкротства, Эдуарду Ребгуну, что тот, в свою очередь, подтвердил в интервью агентству Associated Press.


После продажи в декабре 2004 года на аукционе главного добывающего подразделения ЮКОСа - «Юганскнефтегаза», что сделало нового владельца – государственную «Роснефть» - второй по величине нефтяной компанией России, у ЮКОСа остаются еще немалые мощности. Среди них - две крупных добывающих компании - «Самаранефтегаз» и «Томскнефть», а также нефтеперерабатывающие заводы - Ачинский НПЗ, Ангарский и Самарский «куст» заводов, в который входят Новокуйбышевский, Самарский и Сызраньский НПЗ, напоминает аналитик инвестиционной компании «Проспект» Дмитрий Мангилев: «Причем эти активы сами практически полностью "очищены" от долгов. Все долги "висят" на материнской компании, на самом ЮКОСе».


Государство взяло паузу


Оставшийся долг ЮКОСа кредиторам, главные из которых – государственная налоговая служба и компания «Роснефть», оценивается экспертами примерно в 17-20 миллиардов долларов. Теоретически государство могло бы – как и в 2004 году - изъять активы ЮКОСа за долги по налогам в пользу своих компаний. Проведя, например, такой же аукцион, как и для «Юганскнефтегаза». Более того, после решения в феврале 2005 года суда в Хьюстоне не рассматривать дело ЮКОСа по существу, так как компания не подпадает под юрисдикцию властей США, в принципе исчезли последние опасения, которые еще оставались у «Роснефти» или «Газпрома», считает аналитик инвестиционной компании FIM Securities Дмитрий Царегородцев: «Фактически зарубежный суд подтвердил тогда, что дело ЮКОСа - в юрисдикции исключительно российского суда. После этого в принципе можно было совершенно спокойно, копируя продажу "Юганскнефтегаза", продавать и другие подразделения ЮКОСа. Однако государство, по непонятной мне причине, на полтора года взяло паузу. И все это время компания была в подвешенном состоянии».


Видимо, продажа остальных активов компании может проходить по той же схеме, полагает Дмитрий Мангилев: «Главная интрига, которая сохраняется, какая цена будет заложена при продаже?»


16 октября государство определило группу российских компаний, которые должны провести инвентаризацию и оценку оставшихся активов ЮКОСа. А уже весной 2007 года – теоретически - планируется провести первые торги по ним. Если, конечно, кто-то не выкупит компанию вместе с ее долгами раньше. Реальных претендентов на эти активы – только два - «Газпром» и «Роснефть», считает Дмитрий Царегородцев: «Я не вижу ни одной частной компании в России, которая бы решилась связаться с активами ЮКОСа или, по крайней мере, соперничать с госкомпаниями. Ведь если актив уходит не к госкомпании, и та - "обижена", то победителя могут ждать самые необычные сюрпризы - в виде разнообразных проверок, например. Думаю, смельчаки не найдутся. А для иностранных компаний просто риски слишком велики...»


Конкуренты и запросы


Среди активов ЮКОСа - компания «Арктикгаз», с запасами, которые эквивалентны примерно половине объема ежегодной добычи «Газпрома», а также газоперерабатывающий завод, напоминает Дмитрий Мангилев. «Но, помимо газовых активов, "Газпром" могут интересовать и нефтяные. С недавних пор он является активным игроком на нефтяном рынке - после приобретения "Сибнефти", у которой также падает добыча. И один из объектов интереса - "Томскнефть". "Газпром"» уже заявлял о том, что ему может быть интересна эта компания».


Со своей стороны, компания «Роснефть» является вторым из крупнейших кредиторов ЮКОСа, что, по идее, упрощает ей дело. Но для «Роснефти» интерес могут представлять, скорее, перерабатывающие мощности ЮКОСа, полагает Дмитрий Мангилев. После приобретения «Юганскнефтегаза» объемы добычи нефти в общей структуре бизнеса компании значительно превысили объемы ее переработки. «Нефть "Юганскнефтегаза" компания "Роснефть" до сих пор перерабатывает на НПЗ, принадлежащих ЮКОСу», - отмечает Мангилев.


В целом потребность в активах ЮКОСа значительно сильнее именно у «Роснефти», считает Дмитрий Царегородцев. «Если не иметь в виду политические факторы, чисто экономически "Роснефть", на мой взгляд, пошла бы дальше всех, торгуясь за эти активы. С другой стороны, "Газпрому", с его финансовыми ресурсами, замахнуться на покупку ЮКОСа в целом значительно проще, чем "Роснефти"».