От анахронизма слышу!

Центральный проспект Биробиджана

На Дальнем Востоке не приняли идею Евгения Примакова об упразднении Еврейской автономной области

Заявление бывшего премьер-министра России Евгения Примакова вызвало локальный скандал на Дальнем Востоке. Академик на заседании "Меркурий-клуба", который сейчас возглавляет, перед выборами губернатора в Еврейской автономной области назвал "политическим анахронизмом" ее существование. Жители же ЕАО назвали анахронизмом самого Примакова. Аналитики констатируют: небольшим автономиям, за последние десять лет уже объединенным с другими регионами России, это не помогло бурно развиваться.

Примаков упомянул дальневосточную автономию, обсуждая перспективы российского федерализма. Он заявил: в тех национальных образованиях, где не идет речи о доминировании титульной нации, "существуют предпосылки для присоединения <…> к субъектам Федерации, созданным на территориальной основе". В Еврейской автономии из 170 тысяч человек населения только один процент составляют евреи.

Евгений Примаков

Слова Примакова быстро подхватили в Амурской области. Губернатор региона Олег Кожемяко минувшим летом как раз высказывался о желательности смены областного статуса Приамурья на краевой. Он объяснил это тем, что "у края больше возможностей для развития". Хотя сам глава региона не сделал никаких конкретных предложений, в местной прессе тут же появились термин "Амурский край" и идеи слияния с Еврейской автономией. Министр сельского хозяйства области Сергей Вологдин заявил, что в случае объединения регионов Приамурье получит новые плодородные земли. Депутат местного законодательного собрания, бывший губернатор Анатолий Белоногов, назвал слияние Еврейской автономии с Приамурьем "восстановлением исторической справедливости". "Клуб регионов" приводит его слова: "Когда подписывался указ императора о создании Амурской области, то та территория, на которой сейчас находится ЕАО, входила в состав Амурской области. И поэтому возвращение этой территории в пределы Амурской области совершенно правомерно". Такую реакцию соседей на идею Примакова политолог Глеб Кузнецов считает неудивительной:

– Стремление к экспансии – некая болезнь как для России в целом, так и для ее отдельных субъектов. Нельзя сказать, что кто-то кого-то отвлекает от реальных проблем, как любят говорить, – просто люди хотят расти, а под "расти" люди понимают сейчас не рост науки, культуры и всего остального, а рост в смысле территории.

Еврейская автономная область на Яндекс.Картах

Еврейская автономная область, находящаяся в южной части Дальнего Востока между Амурской областью и Хабаровским краем, впервые получила самостоятельность в 1934 году. Всего через четыре года она вошла в состав Хабаровского края и пребывала там вплоть до распада СССР. "Самостоятельность" автономия получила в 1990–1991 годах, после смены Конституции РСФСР и подписания ряда документов.

Политики Хабаровского края не стали комментировать последнее заявление Примакова. Именно этот регион до сих пор теснее других связан с Еврейской автономией – помимо того, что она долгое время входила в состав края, ее границы вплотную подступают к Хабаровску, а время в пути от этого города до столицы ЕАО Биробиджана составляет 2 часа (до центра Амурской области, города Благовещенска – 8–10 часов). Раз в несколько лет вопрос слияния двух регионов начинает широко обсуждаться, но дискуссия быстро приходит к выводу – экономически оно не будет выгодно никому.

В самой Еврейской автономии высказывание академика РАН раскритиковали. Президент местной федерации еврейских организаций Валерий Гуревич назвал "анахронизмом" самого Евгения Примакова, председатель нотариальной палаты предложила ему сходить на местное кладбище и посмотреть, люди какой национальности там лежат. Губернатор области Александр Винников назвал регион уникальным, "появившимся на исторической карте мира раньше государства Израиль и сумевшим сохранить и развить еврейскую культуру".

Наталья Зубаревич

Вхождение автономии в состав другого региона не улучшит положение дел ни в одном из них, считает директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич. Как показали прежние слияния – Коми-Пермяцкого округа с Пермской областью, Агинского Бурятского округа с Читинской областью, Корякии с Камчаткой, – они не дали людям обещанного и ожидавшегося. На Дальнем Востоке с его обширными территориями тем более не должен стоять вопрос укрупнения регионов. Все подобные решения окажутся политическими – с экономической или любой другой точек зрения логики в этом нет.

К полуинвалиду Хабаровскому краю добавить полуинвалида автономию – оба здоровыми станут?

Территории, которые уже были объединены с более крупными, – это дальняя периферия своих регионов. Те квазидоговоры, которые заключались при объединении – об инвестициях и так далее, мало соблюдаются. Стоимость авиабилета из той же Паланы (Корякия) до Петропавловска-Камчатского почти такая же, что до Москвы. ЕАО не относится к развитым регионам России – это скорее хвост середины списка. В последние годы в этом регионе стали появляться какие-то проекты, стало получше – но по-прежнему этот регион в своем развитии где-то между серединой и хвостом. Хабаровский край чуть более развит, но ему это объединение тоже не добавит развития. Что можно не трогать, лучше не трогать. Можно это обсуждать, но реального смысла не вижу. К полуинвалиду Хабаровскому краю добавить полуинвалида автономию – здоровыми станут?

Исходя из логики Примакова, "предпосылки для присоединения" есть у нескольких территориальных образований в других частях страны. Карелом в Карелии себя называет только каждый четырнадцатый житель (7,4%), тогда как русскими – четверо из пяти (82,2%). В Хакасии хакасов – 12,1%, а русских почти столько же, сколько в Карелии. В Адыгее, Республике Алтай, Бурятии, Коми, Мордовии, Удмуртии титульные национальности не являются большинством, тогда как русских более половины. В Ненецком, Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах, формально входящих в состав других регионов, а де-факто самостоятельных, "титульные" народности составляют от 18 (Ненецкий) до менее двух (Ханты-Мансийский) процентов населения. Но все это не повод ликвидировать национальные образования, говорит Глеб Кузнецов:

Глеб Кузнецов

Сегодня любое сколько-нибудь неаккуратное обращение с национальной тематикой (пусть этой национальности будет 7 процентов, пусть 5, пусть 55), вообще любое излишнее "забивание" национальной тематики – путь в преисподнюю. Россию раздирают огромное количество противоречий. Отнимать у Хакасии историческое слово "Хакасия" только потому, что хакасов там не 51% – не "контрольный пакет акций", – нелепо и абсолютно не нужно. Объединение субъектов Федерации – это одна из важных тем последних 10-12 лет. Много таких субъектов Федерации – пережитков советских времен, типа Коми-Пермяцкого автономного округа, Агинского Бурятского, Корякского и так далее, – пропали с карты, и вроде, с одной стороны, ничего. Но мне кажется, что Еврейская автономная область дает пример другой ситуации. Как угодно можно относиться к числу евреев на территории Еврейской автономной области, но это первое квазигосударственное образование еврейского народа за тысячу лет. Опять же, к мотивации Сталина, который ее создал, можно относиться как угодно, как и к месту на карте, где он предложил ее расположить. Но факт остается фактом – Еврейская автономная область не похожа на Агинский Бурятский автономный округ. Нельзя просто взять и ликвидировать ее без серьезных имиджевых последствий. А экономия, которая якобы образуется при сокращении субъекта Федерации, эти имиджевые последствия совершенно явно не покрывает.

В Биробиджане предложение бывшего премьер-министра, говорят наблюдатели, очевидно будут использовать для политической борьбы. ЕАО готовится к выборам губернатора, они пройдут в нынешнем году. Судьба действующего главы региона, Александра Винникова, пока неясна – непонятно, собирается ли Кремль давать ему "добро" на второй срок. В декабрьском рейтинге эффективности губернаторов ему нашлось место только в восьмом десятке. На смену Винникову прочат в том числе потенциальных "поглотителей" – чиновников из Хабаровского края. Контекст сохранения Еврейской автономной области как отдельного субъекта Федерации может стать важным для любого кандидата. Так что, желая того или нет, Евгений Примаков принял участие в дальневосточной политической интриге.