Лидер группировки "Исламское государство" Абу Бакр аль-Багдади, тяжело раненный во время авианалета сил международной коалиции, умер 24 апреля в больнице сирийского города Ракка. Незадолго до его смерти Радио Машааль (афганская служба Радио Свобода) сообщило со ссылкой на шефа полиции провинции Гильменд на юге Афганистана, что в распоряжении афганских спецслужб оказались документы, свидетельствующие, что группировка "Исламское государство", контролирующая значительную часть территории Сирии и Ирака, и афганские талибы объявили друг другу джихад.
Документы, о которых рассказал афганский полицейский, пока не обнародованы. Сообщение появилось вскоре после того, как талибы резко осудили недавний кровавый теракт в Джелалабаде, совершенный боевиками "Исламского государства", а аль-Багдади назвал лидера талибов муллу Омара "глупым и безграмотным полевым командиром", добавив, что у того нет морального права возглавлять джихадистское движение.
Как отмечает главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений профессор Георгий Мирский, и "Исламское государство", и талибы тесно связаны с "Аль-Каидой", которую возглавлял Усама бен Ладен. Однако противоречия между собой они преодолеть не смогли.
– В чем корень противоречий между "Исламским государством" и талибами?
– Только в том, что два медведя не могут ужиться в одной берлоге. У них нет никаких идеологических разногласий и не могло быть: они же происходят из одного источника, их духовный отец – Усама бен Ладен. Разница только в том, что, когда бен Ладен создал организацию "Аль-Каида в Ираке", она стала действовать и в Ираке, и в Сирии, и сейчас называется "Исламское государство". Но кроме того, в Сирии действовала еще одна группировка, тоже порожденная "Аль-Каидой", "Фронт ан-Нусра". Руководитель "Аль-Каиды в Ираке" объявил, что эта вторая организация входит в его группировку. А те ответили: "Да ничего подобного, мы так не договаривались!" Тогда черная кошка пробежала уже между "Исламским государством" и материнской организацией "Аль-Каида", которая как сидела, так и сидит 20 лет в Афганистане.
После этого начались разногласия по вопросу о тактике. Группировка "Исламское государство" через некоторое время решила создать халифат и, воспользовавшись ситуацией, сложившейся год назад в Ираке – недовольством суннитских племен действиями шиитского правительства, – захватила города Мосул, Тикрит, множество других, а также огромную добычу, оружие, деньги. Это был ее настоящий блицкриг. После чего руководитель группировки Абу Бакр аль-Багдади провозгласил создание халифата. Но организация "Фронт ан-Нусра", которая действует только в Сирии, с этим не согласилась. Тогда они уже поругались сильно, даже начались бои между двумя группировками этих бандитов-исламистов. Причем иногда в Сирии они действуют вместе против общих врагов – так называемой умеренной оппозиции и Свободной армии Сирии, и против правительственной армии Башара Асада. А иногда воюют друг с другом за те или иные территории.
Что касается "материнской" "Аль-Каиды", которая осталась в Афганистане, то она отмежевалась от "Исламского государства", заявив, что никакой санкции на создание халифата и образование этого "государства" не давала. Тогда аль-Багдади заявил: "Это дело ваше, мы уже стали государством, люди едут к нам". И отношения прервались. Группировка "Аль-Каида в Ираке" в конечном счете превратилась из гусеницы в бабочку, и сейчас это уже действительно целое государство, занимающее третью часть территорий Ирака и Сирии. И "Аль-Каида" настоящая, первая, осталась с носом. Бен Ладена убили американцы, а "Аль-Каида" сидит в Афганистане – но там ей делать нечего, в ее рядах всего-то несколько тысяч человек, может быть, и это все арабы. После того как кончилась война 80-х годов и из страны ушла Советская армия, "аль-каидовцы" рассеялись. Кто поехал в Чечню, кто в Алжир, кто в Косово, кто в Боснию. Все это было давно. А новый костяк – молодые мусульмане, добровольцы, следующее поколение, уже заинтересовались "Исламским государством", потому что они вдруг узнали, что есть такая организация, которая не просто где-то совершает какие-то теракты, взрывает небоскребы или еще что-то, а создала целое государство!
Подчеркну: все, про кого я говорю, сунниты. И их борьба в Ираке и Сирии – это борьба против трех врагов: мусульман-шиитов, американцев и евреев. Поэтому со всех концов мира молодые мусульмане, исламисты по духу, рванули туда, из 80 стран приехали! Сейчас там идет война и неизвестно, как будут развиваться события. Они воюют против правительственной армии в Ираке и в Сирии, их бомбят американцы... А те же, кто остался в Афганистане, остатки "Аль-Каиды", естественно, вместе с талибами заняли враждебную позицию. Потому что оказалось, что "Аль-Каида" вообще отошла на задний план. Сколько они хотели устроить революций в арабских странах, вообще в мусульманском мире, прийти к власти, создать "чистые" исламские государства, выгнать поганой метлой Америку отовсюду, и так далее! И ничего не получилось! Чего они добились? Ну, где-то в Лондоне убьют несколько десятков человек в метро, в автобусе; в Мадриде в электричке убьют несколько сотен испанских работяг. Из Чечни в Москву направлялись эти несчастные женщины, которые в московском метро взрывали себя. А дальше-то что? Толку-то никакого нет. Поэтому они остались не у дел – "материнская" "Аль-Каида" и талибы вместе с ней. Они сейчас в одном мешке, так сказать, и они с завистью и с ненавистью смотрят на эту поднявшуюся новую "принцессу" – "Исламское государство".
– Талибы, "Аль-Каида" в Афганистане в состоянии реально противостоять проникновению "Исламского государства" на афганскую территорию, которая традиционно ими контролируется?
– Понятия не имею, сколько в Афганистане есть сторонников "Исламского государства". Мы не знаем, сколько осталось от старой "Аль-Каиды", мы не знаем, смогут ли новые афганские власти, которые американцы оставляют, справиться с талибами, или талибы их разобьют так же, как они ранее пришли и разбили всех. Этот вариант тоже нельзя исключать. Мы ничего не знаем, поэтому бесполезно говорить о таких вещах.
– Глава "Исламского государства" презрительно высказывался в адрес муллы Омара. Такого рода заявления, учитывая культурные особенности мусульманского мира, – это вражда навсегда? Или есть возможность примирения?
– Никогда не бывает вообще ничего, о чем можно было бы сказать "вражда навсегда". Мы не знаем, что будет завтра в Афганистане, что через месяц будет в Ираке. Мы не имеем ни малейшего представления о том, чем и как кончится война в Сирии, кто победит в Йемене, как будут складываться отношения мира с Ираном. Поэтому говорить "навсегда" вообще смешно.
– Международная коалиция воюет сейчас против "Исламского государства", террористической группировки, которая ввязывается и в борьбу с талибами. Насколько это может сказаться на противостоянии международной коалиции и "Исламского государства"?
– Группировка "Исламское государство" действует в Ираке и в Сирии. Если есть возможность, она пытается распространить свое влияние куда угодно. До сих пор неясно, например, подчинилась ли "Исламскому государству", или нет, группировка "Аль-Каида на Аравийском полуострове", которая действует в первую очередь в Йемене, это тоже бывшие сподвижники бен Ладена. Были сообщения, что да, но до конца еще это неизвестно. Как относятся, например, к тем и другим злодеи и бандиты, орудующие в Сомали, Алжире? Но можно сказать, что, если где-то такие ячейки появляются (а они обязательно появляются в каждой исламской стране), то входящие в них молодые люди (можно их называть идеалистами, можно исламофашистами, террористами, палачами, как угодно) явно воодушевлены идеей "защищать ислам", и значит, выполняют "заветы" Усамы бен Ладена, создавшего ведь не только "Аль-Каиду", но еще и "Всемирный исламский фронт борьбы против евреев и крестоносцев". И люди, которые считают, что их долг, цель жизни и идеал – убивать "евреев и крестоносцев", то есть западных людей, направляются сейчас туда, куда можно.
Но поскольку, например, в Сирии нет ни евреев, ни американцев, они убивают шиитов. В Ираке тоже нет ни евреев, ни американцев, и они убивают шиитов, это тоже "полезное" дело – шииты для них тоже "нехорошие" люди, и большая заслуга – их убить. В Афганистане также для них найдется место, потому что там живут не только сунниты, но и шииты, хазарейцы. Шииты близки к Ирану, их тоже "можно убивать"! И самое главное – можно убивать и талибов, их легко объявить "неверными" или "почти неверными". Это сунниты, но "Аль-Каида" и все ее группировки – это по своей идеологии, по своему направлению ваххабиты. Есть ваххабиты одни, есть ваххабиты другие, они друг друга ненавидят и убивают. Но ваххабиты как таковые вообще отличаются тем, что не признают "настоящими" мусульманами никого, кто не разделяет именно их взгляды, даже если это мусульмане. Они их называют кяфирами. Это когда кого-то, целую организацию, группу людей объявляют неверными. В исламе же нет папы римского, нет патриарха, нет церковной иерархии, нет высших инстанций, которые могли бы сказать: эти правы, а эти нет. Бен Ладен издавал религиозные предписания, а кто он такой? У него и духовного образования не было…