Почти две трети жителей России никогда не слышали о реформе российской электроэнергетики. Еще 24% - что-то слышали. Итоги недавнего опроса появились через два дня после того, как эта отрасль, в ходе трехлетней реформы, впервые получила крупные частные инвестиции. Их объем превысил все расходы госбюджета на нее за последние 10 лет.
Первая из вновь образуемых в ходе реформы российской электроэнергетики компаний – ОГК-5, объединяющая несколько тепловых электростанции в разных регионах - провела первичное размещение части своих акций. Результаты превзошли все ожидания. Спрос превысил предложение в 8-10 раз, и примерно за 13% своих акций компания получила 459 миллионов долларов.
Это первое, по сути, крупное привлечение средств частных инвесторов в российскую электроэнергетику. Цена размещения составила 314 долларов за один киловатт общей мощности электростанций, входящих в компанию, тогда как средняя цена на российском рынке сегодня – примерно 300 долларов, напоминает аналитик инвестиционной группы «АТОН» Дмитрий Скрябин: «Для сравнения, итальянская ENEL, когда покупала недавно в Словении Slovenskе Еlektrаrne, заплатила примерно по 220 долларов за киловатт. А при покупке болгарской ТЭЦ "Варна" чешская CEZ – чуть больше 200 долларов». То есть первые акции российских электростанций инвесторы оценили почти в полтора раза дороже.
Поэтапная приватизация
В ходе реформы российской электроэнергетики в секторе производства электроэнергии планируется приватизировать лишь тепловые электростанции, атомные и гидростанции останутся под контролем государства. Для последующей приватизации и создаются в этом секторе шесть оптовых генерирующих компаний (ОГК), объединяющих тепловые электростанции в разных регионах, и 14 территориальных генерирующих компаний, более привязанных к региону обеспечения и объединяющих производителей не только электрической, но и тепловой энергии.
ОГК-5 объединяет четыре тепловых электростанции. После продажи первого пакета ее акций доля государственного холдинга РАО «ЕЭС России» в капитале компании составляет 75,03%. Следующий этап - продажа еще 25% некоему стратегическому инвестору или нескольким в 2007 году. Но и тогда у РАО останется чуть более 50%, то есть контрольный пакет акций ОГК-5.
«В целом предполагается, что государство в ближайшем будущем сохранит за собой блокирующие пакеты акций в теплогенерирующих компаниях. В дальнейшем они, конечно, будут сокращены еще больше, - поясняет аналитик инвестиционной компании "Метрополь" Алексей Соловьев. - Фактически в ряде случаев государство, как акционер, может вообще выйти из теплогенерирующих компаний».
То есть, с одной стороны, сектор производства в России электроэнергии на тепловых станциях будет все больше становиться частным. С другой стороны, тарифы на электроэнергию регулируются государством, которое удерживает их на заниженном уровне. На фоне опережающего роста цен на топливо для электростанций, в частности, на природный газ, такое регулирование значительно снижает эффективность электростанций и негативно отражается на инвестиционной привлекательности сектора производства электроэнергии в России в целом, говорит Алексей Соловьев. По его мнению, решением проблемы могла бы стать полная либерализация оптового рынка электроэнергии.
Но неизвестно, что пойдет быстрее – приватизация или отпуск тарифов на электроэнергию в России. Уже сейчас в России примерно 10% всей электроэнергии продается на оптовом рынке по свободным ценам, хотя приватизация электростанций до сих пор не начиналась, отмечает Дмитрий Скрябин: «Де-факто либерализация тарифов на электроэнергию в России пока чуть-чуть опережает темпы приватизации в отрасли. Но, скорее всего, оба процесса будут развиваться примерно параллельными темпами».
Расширение «свободного» рынка
Главный финансист РАО «ЕЭС России» Сергей Дубинин заявил на прошлой неделе, что надеется на увеличение в 2007 году доли электроэнергии, продаваемой в стране по свободным ценам, до одной трети от всей. Сегодня эта доля – около 10%. В будущем году планируется «директивно» добавить еще 5% за счет сокращения объемов регулируемого рынка и «добровольно» – еще 5%.
Цены на «свободном» рынке электроэнергии - с момента его создания три года назад – всегда были ниже, чем регулируемые тарифы. В таких условиях сами производители вряд ли могут стремиться продавать на нем электроэнергии больше, чем до сих пор. «Но ситуация изменилась буквально за последние два месяца, - говорит Дмитрий Скрябин. – С 1 сентября вступили в силу новые правила регулирования оптового рынка электроэнергии в целом. И теперь цены в "свободном" его сегменте существенно выше регулируемых тарифов».
Кроме того, следует различать «европейскую» зону этого рынка в России и «сибирскую» зону, поясняет аналитик. В Сибири - избыток дешевой электроэнергии, производимой на гидростанциях. По правилам рынка, такие производители обязаны продавать ее излишки фактически по нулевой цене. И если не возрастет спрос на электроэнергию, то и стимулов продавать ее на свободном рынке у них не появится.
«В европейской части "свободного" рынка электроэнергии, включая Урал, цены уже сегодня в среднем на 30-40% выше, чем регулируемые тарифы. В таких условиях у продавцов электроэнергии, безусловно, есть резон расширять ее продажи на "свободном" рынке», - говорит Скрябин.