В годовщину аварии на подстанции Чагино, которая оставила без электричества столицу и районы соседних областей, власти Москвы и руководство РАО «ЕЭС России» подписали план совместного строительства новых мощностей по производству электроэнергии. Однако продолжение реформы отрасли в РАО «ЕЭС» не представляют без крупных инвестиций, в том числе иностранных.
На недавней конференции в Москве, организованной руководством РАО «ЕЭС России», Анатолий Чубайс говорил о все более обостряющейся проблеме дефицита мощностей в российской электроэнергетике: «Уже сегодня в ряде регионов страны дефицит мощностей стал, не станет, а сейчас уже стал, реальным ограничением роста экономики». Аналитик инвестиционной компании «Проспект» Алексей Соловьев отмечает, что дефицит мощностей наблюдается в большинстве региональных энергосистем России, в том числе в Центре и на Урале, но наиболее серьезная ситуация - в Московской, Ленинградской, Тюменской энергосистемах. «Дефицит мощностей в Центральном регионе к 2009 году может составить 3%, на Урале - 4%. И это – “ чистый ” дефицит. А в любой энергосистеме, для ее надежности, должен существовать резерв мощностей на уровне 15-20%».
Выход для отрасли Анатолий Чубайс видит в крупных инвестициях. Предполагается, что частные инвесторы, в том числе зарубежные, смогут уже в этом и будущем году выкупить часть акций российских территориальных генерирующих компаний (ТГК) и оптовых генерирующих компаний (ОГК), которые создаются в ходе реформы российской электроэнергетики в целом. Аналитик инвестиционной группы «АТОН» Дмитрий Скрябин напоминает, что на сегодня полностью сформированы две из шести планируемых тепловых ОГК. Предполагается также создать 14 территориальных генерирующих компаний. «Все вместе они будут занимать примерно 80% рынка электроэнергии России».
Частные инвесторы, в том числе зарубежные, смогут выкупать лишь дополнительные эмиссии акций региональных энергокомпаний в России. «Во-первых, существующие их акции в большинстве своем контролируются РАО “ЕЭС России”, - поясняет Скрябин. - В частности, в ОГК холдинг в среднем контролирует порядка 80% акций. Во-вторых, дополнительные эмиссии акций позволят привлечь деньги непосредственно в сами компании, а не в РАО. Речь идет о 300-500 миллионах долларов, что в среднем составляет 10-20% от существующей капитализации компании».
Первый и единственный пока пример значимого участия зарубежной энергокомпании в российской электроэнергетике – покупка финским концерном Fortum трети акций компании «Ленэнерго». Теперь Анатолий Чубайс допускает, что более 50% ее акций могут выкупить власти города. Но если раньше «Ленэнерго» была и генерирующей, и сетевой, и сбытовой компанией, то теперь она только сетевая. По словам аналитика «Проспекта» Алексея Соловьева, именно сеть, как один из главных инструментов контроля над энергетикой города, и интересует администрацию Санкт-Петербурга.
Подобного индивидуального соглашения с РАО уже добилась Москва. В принципе соглашения о передаче контроля над региональными сетевыми компаниями идут вразрез с прежней концепцией реформы отрасли. Более того, пример двух столиц может вдохновить власти и других регионов, что в итоге вряд ли обрадует тех самых частных инвесторов, на деньги которых рассчитывают реформаторы электроэнергетики. «С точки зрения инвестора, это негатив для общей капитализации отрасли, появляются дополнительные риски того, что структура этих компаний будет изменена», - полагает Дмитрий Скрябин.
Кроме того, даже если зарубежные энергокомпании купят акции российских ОГК, то вряд ли они смогут окупить свои инвестиции без повышения тарифов. Но они жестко регулируются государством, а значит, у новых владельцев не будет особых стимулов инвестировать в развитие своей новой собственности, считает Алексей Соловьев: «Иностранные инвесторы всегда отличались консервативностью в принятии решений, и одним из основных условий для них являются четкие и понятные правила игры. К сожалению, пока в процессе своего реформирования российская электроэнергетика этим не отличается».