Московский теннисный турнир "Кубок Кремля" – событие, что и говорить, знаковое. Фактически он является ровесником новой России, и именно с ним ассоциируются у многих болельщиков спортивные достижения, связанные со временами первого президента РФ Бориса Ельцина. Да, турнир создавался, что называется, "под него", и теннисные пристрастия первого российского президента, надо признать, были более чем результативно использованы капитаном сборной России Шамилем Тарпищевым (он в те времена был советником Ельцина по спорту). А ведь в первые годы существования турнира были ситуации, когда впору было его отменять. Были страшные организационные проблемы. Были финансовые кризисы, когда, к примеру, только авторитет Тарпищева позволил извлечь деньги, "зависшие" в одном из не менее авторитетных на тот момент российских банков. Банк тот теперь "поминай как звали", несмотря на все рекламные красивости про "истинные ценности". А вот Кубок Кремля живехонек. Он стал вполне респектабельной частью городского имиджа, но вместе с тем не растерял демократичности и общедоступности, благо огромный зал "Олимпийского" на проспекте Мира позволяет проводить там два матча одновременно. Что, кстати, обусловило и уникальность турнира – это первое в теннисном мире соревнование, когда за одну неделю в крытом помещении проходят и мужской, и женский турниры.
Постепенно из второразрядного турнира, где звездам, что греха таить, вначале платили за сам факт их прибытия в Москву, Кубок Кремля стал элитным состязанием. Конечно, для российской публики всегда было важно присутствие домашних звезд, поскольку в 2004 году количество перешло в качество, и россиянки выиграли множество турниров, в том числе три из четырех, входящих в серию Большого Шлема. Напомним, тогда Анастасия Мыскина победила на Открытом чемпионате Франции, Светлана Кузнецова выиграла Открытый чемпионат США, Мария Шарапова – Уимблдон, а сборная России стала обладательницей Кубка Федерации. Но если Кузнецова и прошлогодняя победительница турнира Анастасия Павлюченкова в Москве сыграли, то увидеть игру Шараповой перед российской публикой москвичам не удалось. Она уже начала выступления на Итоговом турнире года в Сингапуре.
На протяжении долгого времени у Кубка Кремля были всего три российские чемпионки: Анастасия Мыскина, Анна Чакветадзе и Елена Дементьева. При этом до 2014 года отечественные теннисистки не выигрывали московский турнир аж семь лет. Неприятную тенденцию прервала Анастасия Павлюченкова. В 2015 году теннисистка вновь добралась в Москве до финала, но защитить титул не смогла – помешала соотечественница Светлана Кузнецова, ставшая в свои 30 лет после первой в карьере победы на Кубке Кремля пятой россиянкой в списке чемпионок этого турнира.
Победа Кузнецовой оказалась на удивление легкой – 6:2, 6:1. Во многом это говорит о том, что уровень турнира неуклонно снижается. Во многом это связано с тем, что московский турнир стоит в календаре Женской теннисной ассоциации перед Итоговым турниром WTA. Иными словами, состав участников главного турнира года практически известен, сражаться за рейтинговые очки у ведущих теннисисток мира нет причин. В Кубке Кремля – 2015 отказались играть многие лидеры мирового тенниса, в том числе Петра Квитова, Агнешка Радваньска, Каролин Возняцки и Флавия Пеннетта...
Примерно та же картина сложилась и в мужской части Кубка Кремля, только в нем было еще меньше звезд первой величины – к таковым можно отнести разве что хорвата Марина Чилича. Он и выиграл турнир, причем не в первый раз в карьере. А его соперник по финалу, испанец Роберто Баутисто Агут, вообще теннисист далеко не самый известный. Любопытство московской публики вызывали лишь два факта. Во-первых, до полуфинала дошел россиянин Евгений Донской, уступивший на этой стадии, несмотря на отчаянную поддержку зрителей, именно Чиличу. А во-вторых, состав участников финала и его итог в точности повторил события прошлого года, что, конечно, заявленному когда-то уровню турнира соответствует мало.
Иными словами, турнир за годы его существования постепенно скатился до весьма среднего уровня. Впрочем, эта ситуация вообще характерна для всего российского тенниса. У мужчин из сборной России начался давно ожидаемый кризис: с уходом Николай Давыденко и Михаила Южного, не говоря уж о Марате Сафине и Евгении Кафельникове, игроков более или менее заметного уровня попросту не осталось. У женщин по-прежнему сияет на мировом теннисном небосклоне вторая ракетка мира Шарапова, доигрывает Кузнецова, в числе запасных на Итоговом турнире в Сингапуре числится Павлюченкова. Наибольший фурор в Москве произвела 18-летняя Дарья Касаткина, которая из квалификации смогла, как и Донской, дойти до полуфинала. Но объективно Кубок Кремля выглядел откровенно бедным на теннисных знаменитостей, и потому его будущее выглядит не таким блестящим, каким оно рисовалось его организаторам в 90-х годах.
Удастся ли справиться с очевидной "провинциальностью" Кубка Кремля? Ответ на этот вопрос, видимо, нужно искать и на политической карте России, и в финансовых хитросплетениях, причем не только спортивных. Увы, российский теннис постепенно следует за общим уровнем жизни в России, и сейчас его движение "вниз по наклонной плоскости" повторяет путь развития страны.