Глава Римско-католической церкви папа римский Франциск 25 ноября начал шестидневную поездку по странам Восточной и Центральной Африки. Ранее в СМИ появилась информация из спецслужб сразу нескольких государств о высокой вероятности попытки покушения на понтифика во время этого вояжа. Попытаться убить папу могут, в первую очередь, активно действующие в Кении, Уганде и Центрально-Африканской Республике, которые посещает папа, террористические группировки радикальных исламистов, близкие к "Аль-Каиде" и "Исламскому государству". В Африке Франциск ранее никогда не бывал.
В Кении папа Франциск проведет два дня, за это время он отслужит мессу в университете Найроби и побывает в отделении ООН, а также встретится с жителями крупнейших трущоб Африки. В Уганде он также будет находиться два дня, в программе в этой стране – посещение места, связанного с гибелью угандийских католиков, провозглашенных мучениками-святыми папой Павлом VI. В Центрально-Африканской Республике (ЦАР) понтифик побывает в лагерях беженцев и освятит новый главный католический храм в столице Банги, где состоится важная церемония "открытия святых врат". В католическом мире 2016-й назван Годом милосердия, и, по словам папы Франциска, он должен начинаться именно на "окраинах Земли, ближе ко всем униженным и обездоленным".
Спецслужбы Франции, Бельгии, Италии и Египта после террористических нападений в Париже сообщили, что радикальные исламисты, возможно, готовят покушение на Франциска во время этой поездки. Глава Римско-католической церкви знает об угрозе от службы безопасности Ватикана, однако отказывается менять свои планы и график. В Центрально-Африканскую Республику задолго до визита папы уже начали стекаться неконтролируемые десятки тысяч паломников-католиков из соседних стран, Нигерии, Чада, Камеруна, Конго.
Во многих из них активно действуют отряды радикальной исламистской группировки "Боко Харам", не так давно присягнувшей на верность группировке "Исламское государство" (запрещенной в России. – РС) и объявившей себя составной частью провозглашенного ею так называемого "халифата". Однако Франциск, как рассказывает римский журналист, знаток политики и истории Ватикана и член так называемого "папского пула" Алексей Букалов, отказывается даже от бронежилета и не хочет и в Африке пересаживаться из знаменитого "папамобиля" в бронированную автомашину:
– Во время одной из первых зарубежных поездок Франциска, когда мы возвращались из Рио-де-Жанейро, он в самолете сразу сказал мне, что в его планах – посещение стран Азии и Африки. Он подчеркнул, что Латинская Америка для него родной и знакомый континент, а вот Азия и Африка – это его паломнические задачи. И "азиатскую программу" он уже довольно успешно выполнил. А сейчас решил исполнить обещание о посещении Африки. Франциск никогда не был на африканском континенте и очень много раз говорил о том, что эта земля его очень интересует. Вообще традицию зарубежных поездок в новейшее время в Ватикане начал Павел VI. В его маршрутах были и Австралия, и Святая Земля, и Америка, было и посещение Африки. Правда, Павел VI был там с очень кратким визитом.
– Если говорить о безопасности папы Франциска в Африке, задумываешься сразу над двумя аспектами. Во-первых, есть информация о готовящемся на него покушении, особенно во время пребывания в ЦАР. Рядом действуют боевики "Боко Харам", и вообще ЦАР – крайне нестабильное место, которое сотрясают и социальные, и военные катаклизмы. А во-вторых, Центральная и Восточная Африка – это самые эпидемически неблагополучные регионы мира. У папы есть прививки от той же желтой лихорадки, например?
– Я знаю, что его всегда сопровождает личный врач и что Франциск очень прилежный пациент. Он проходит все осмотры и медицинские консультации. Я не сомневаюсь в том, что те прививки, которые должны быть сделаны, ему были сделаны. Защита от посягательств на жизнь и здоровье понтифика – да, это просто притча во языцех сейчас в Ватикане. В Банги официально заявляют, что они гарантируют ему безопасность, что они спокойны за то, как этот визит пройдет. Но заявления властей ЦАР вызывают большие сомнения, потому что все время, ежедневно, в Ватикан поступают сообщения о столкновениях, в частности, между мусульманами и христианами в Центрально-Африканской Республике, о преступлениях на этой почве и убитых в разных деревнях страны (которые, правда, не находятся на папском маршруте). Папа с самого начала говорил, что он все равно поедет, что он не боится за себя, даже такая была реплика: "Физической боли я не боюсь". Он надеется на Провидение Божье! И все же информированные люди не исключают, что в последний момент, а может, уже и в ходе самого визита (это 11-я зарубежная поездка папы Франциска за время его понтификата) маршрут может быть изменен, и после Кении и Уганды он может вернуться в Рим. Я был на брифинге пресс-секретаря папы падре Федерико Ломбарди, который уверенно зачитал очень трудную и детализированную программу посещения Франциском трех африканских стран, с многочисленными переездами.
– Программа ведь может быть изменена и в сторону увеличения, потому что Франциск известен непредсказуемым поведением, которое доставляет постоянную головную боль его охране. Можно судить об этом хотя бы по недавнему визиту в США, где он без предупреждений выходил к толпе, где ему протягивали каких-то младенцев, люди к нему подбегали. Как-то сейчас пытается скорректировать свою службу ватиканская охрана в связи с тем, что ей достался такой непростой святой отец?
– Вопреки всеобщему заблуждению, за жизнь и здоровье папы римского отвечают не швейцарские гвардейцы, которые являются, по сути, потешным родом войск, а Корпус жандармов города-государства Ватикан, восстановленный в 2002 году в связи с требованиями времени. Это довольно небольшая структура, но очень профессиональная. Надо сказать, что последние коллективные аудиенции у папы, по традиции организуемые по средам, были неожиданно малочисленными, очень мало паломников и верующих пришли на площадь Святого Петра. Шлейф страха, который сейчас тянется после парижских событий, еще присутствует в итальянском обществе. Тем более что ежедневно мы слышим предупреждения разных спецслужб, что у них есть информация о том, что на папу готовится покушение. Не только на папу – вообще возможны теракты в Италии. Говорится и пишется, что под угрозой такие знаменитые объекты, как Собор Святого Петра или театр Ла Скала в Милане. Но папа спокоен. Франциск – не просто глубоко верующий человек, но, я бы сказал, даже фаталист. Так, например, мы его спросили, почему он не боялся, когда огромная толпа молодежи окружила его машину, по ошибке заехавшую не в тот пригород в Рио-де-Жанейро, когда люди бросились на эту машину, хлопая по крыше. Смотреть на эту ситуацию из пресс-центра, по телевизору, мне было страшно! "А чего я должен был бояться?" – ответил он. "Ну, достаточно, чтобы попался один сумасшедший…" Он пожал плечами и сказал: "Мне – не попался". Вот такой у него подход, который, конечно, не упрощает работу охраны. Но это очень квалифицированные люди. Я знаю, что руководитель этой службы, бывший карабинер Доминико Джанни – человек очень опытный. Он, конечно, перед каждой поездкой папы ездит по местам его предстоящих маршрутов с инспекцией. Однако охранять Франциска очень трудно.
– А насколько Франциск болезненно отреагировал на последние ужасные события в Париже, на обострение военной обстановки в Сирии? Все это его задевает, как человека?
– Да, задевает! Он эмоционально на это отреагировал, но молитвенно, я бы сказал. В его лексиконе появились такие слова, как "ужас", "страшное преступление". Он, конечно, отреагировал так, как должен был отреагировать пастырь, – рассказывает Алексей Букалов.