Декабрь 2014-го запомнится в России валютным кризисом и стремительно опустевшими прилавками магазинов бытовой техники. Нефть тогда еще стоила не менее 60 долларов за баррель, а за доллар в начале месяца давали 51 рубль. Нынешний декабрь начался при нефти по 44 доллара и обменном курсе 66,7 рубля за доллар. А в ближайшие недели ожидается целая серия событий, каждое из которых может оказать на рубль немалое влияние.
Первое из них произойдет уже завтра. В четверг состоится очередное заседание Европейского центрального банка, по итогам которого, как ожидается, может быть объявлено о расширении уже действующей программы “количественного смягчения” в еврозоне. То есть о дополнительной финансовой поддержке экономик региона за счет скупки Европейским банком определенных видов ценных бумаг. На ожиданиях такого решения евро за последние три месяца подешевел к доллару на 9%, причем более половины этого спада пришлось на ноябрь.
Рынок отреагировал на такое заявление резким повышением цен. Но уже через несколько дней, в течение которых новая тема не получила развития, они вернулись на прежние уровни.
Если решение будет принято, курс евро может снизиться еще больше – с нынешних 1,05-1,06 доллара за евро до 1,04-1,03 в течение месяца, допускает главный аналитик банка Nordea в Москве Дмитрий Савченко. “Хотя подобное развитие событий в значительной степени уже учтено в котировках”. Поскольку главная торгуемая пара на российском валютном рынке - “доллар-рубль”, ослабление евро к доллару может оказать разнонаправленное влияние на динамику рубля. “Он, не исключено, может остаться относительно стабильным по отношению к евро, - добавляет заместитель руководителя управления анализа рынка акций финансовой компании “БКС” Вячеслав Смольянинов, – тогда как к доллару рубль может ослабеть, следуя за ценами на нефть”.
На нефтяном рынке – свое событие месяца. В пятницу, 4 декабря, в Вене пройдет очередная встреча стран ОПЕК. Чуть больше года назад, в ноябре, их неожиданное решение не сокращать объемы добычи, обрушило цены на нефть, которые и так снижались пять месяцев подряд: после той встречи ОПЕК нефть всего за 10-11 недель подешевела еще на 40%.
Перед нынешней встречей она вновь дешевеет, хотя рынки практически уверены в том, что страны ОПЕК и на этот раз не станут сокращать объемы добычи. “Поэтому, если ОПЕК действительно не изменит квоты добычи, какой-либо заметной реакции в ценах мы, скорее всего, не увидим”, - полагает аналитик “Альфа-Банка” Александр Корнилов. Похоже, ожидаемое решение уже отражено в текущих ценах на нефть, соглашается аналитик банка Raiffeisen Андрей Полищук: “Впрочем, не исключено и дополнительное их снижение на самом факте такого решения – на 1-2 доллара за баррель”.
Ослабление рубля, если ЦБ снизит ставку, окажется умеренным – не более пары процентов.
Другое дело, если ОПЕК все же решит сократить объемы добычи, или, по крайней мере, в ходе встречи возникнут некие заявления о возможности такого сокращения уже в ближайшем будущем. “В этом случае, хотя его вероятность и минимальна, мы действительно можем увидеть резкое повышение цен – достаточно вспомнить, как круто они падали в прошлом году после ноябрьской встречи ОПЕК”, - отмечает Корнилов.
Совсем недавно Саудовская Аравия заявила о готовности сотрудничать с другими странами – экспортерами нефти, как в самой ОПЕК, так и вне ее, напоминает Андрей Полищук. Рынок отреагировал на такое заявление резким повышением цен. Но уже через несколько дней, в течение которых новая тема не получила развития, они вернулись на прежние уровни. “Так что все зависит от того, насколько серьезными покажутся рынку очередные заявления, насколько “прозрачными” будут те или иные намеки”.
Ровно через неделю после встречи стран ОПЕК, 11 декабря, в Москве состоится заседание совета директоров Центрального банка России, на котором будет приниматься очередное решение по его важнейшим процентным ставкам. Ключевая ставка ЦБ остается неизменной (11% годовых) с начала августа этого года. Если ее вновь сохранят, то валютный рынок вряд ли отреагирует, предполагает Дмитрий Савченко. Тем не менее, вероятность изменения ставки ЦБ на ближайшем заседании он оценивает как высокую.
Если ФРС даст понять, что повышение ставок будет относительно быстрым, это весьма болезненно отразится на рынках сырья и, соответственно, на сырьевых валютах, включая российский рубль.
Мы наблюдаем существенное замедление недельной инфляции – данные за ноябрь оказались намного лучше октябрьских. Кроме того, за счет высокой “базы” декабря-января прошлого года, и годовая инфляция в России уже в начале 2016 года легко может замедлиться до уровней ниже 10%, продолжает Савченко. “На этом фоне, даже несмотря на многие внешние факторы, влияющие на рубль, все же рискну предположить, что ЦБ может снизить ключевую ставку до 10,5%. И в этом случае стоит ожидать дополнительного давления на курс рубля вниз, хотя оно и окажется, скорее, лишь кратковременным”.
Ослабление рубля, если ЦБ снизит ставку на половину процентного пункта, окажется умеренным – не более пары процентов, соглашается аналитик инвестиционной компании “Уралсиб Кэпитал” Ирина Лебедева. С другой стороны, заседание российского ЦБ по ставкам состоится за считанные дни до заседания Федеральной резервной системы США (ФРС), на котором также будет обсуждаться политика процентных ставок. “Поэтому снижать свои ставки, не зная еще, каким будет решение американского центрального банка, достаточно опасно”, - говорит Лебедева.
Заседание ФРС пройдет 15-16 декабря. И если действительно будет принято решение начать повышение процентных ставок после их 7-летнего пребывания почти на нулевых уровнях, это, как считают на рынках, приведет к очередному укреплению доллара. И, как следствие, к новому снижению цен на нефть, коль скоро их обычно сравнивают с сообщающимися сосудами: чем дороже доллар, тем дешевле нефть, и наоборот. В результате валюты “сырьевых” стран, включая Россию, оказываются под двойным давлением – и к доллару они падают, да еще и нефть дешевеет.
Еще в конце лета рынок явно переоценивал влияние на динамику рубля фактора грядущих платежей компаний по своим внешним долгам.
Валютный рынок уже в основном заложил повышение ставок в США в текущие котировки, поэтому многое теперь будет зависеть не столько от самого решения, сколько от комментариев к нему, уверен Дмитрий Савченко. Если ФРС даст как-то понять, что повышение ставок будет относительно быстрым, это весьма болезненно отразится на рынках сырья и, соответственно, на сырьевых валютах, включая российский рубль. “Если же ФРС, даже начав повышать ставки в декабре, даст понять, что отнюдь не намерена форсировать этот процесс в ближайшем будущем, то и реакция рынков на само решение может оказаться лишь краткосрочной”.
Наконец, еще один фактор потенциального “давления на рубль” – платежи российских компаний и предприятий в счет текущего обслуживания накопленных ими ранее валютных долгов и обязательств. В декабре прошлого года они, по сути, стали ключевым фактором грянувшего валютного кризиса. Однако с тех пор Центральный банк предпринял, кажется, все мыслимые усилия для того, чтобы дефицита валюты ни у компаний-должников, ни на рынке в целом не возникало. Общий спрос на нее в стране в последние месяцы значительно сократился – как со стороны бизнеса, так и со стороны населения, учитывая резко упавшие его доходы. Кроме того, сам объем предстоящих выплат оказывается примерно в полтора раза меньшим, чем в декабре прошлого года.
В этом случае, хотя его вероятность и минимальна, мы действительно можем увидеть резкое повышение цен на нефть – достаточно вспомнить, как круто они падали в прошлом году после ноябрьской встречи ОПЕК.
Значимость этого фактора рынок еще недавно явно переоценивал, считает Ирина Лебедева. Она полагает, что российские компании как-то научились договариваться о рефинансировании своих прежних долгов даже в условиях санкций. Более того, они вполне успешно, как, например, “Альфа-Банк” совсем недавно, начинают проводить на долговых рынках и новые размещения своих облигаций. Поэтому теперь проблема рефинансирования валютных долгов далеко не столь остра, как в декабре прошлого года, продолжает Лебедева: “Объем средств, которые предстоит выплатить в декабре, вполне умеренный, и, скорее всего, у компаний уже сформированы необходимые резервы. На рынке довольно долго сохранялась неопределенность по поводу годового валютного репо, придется его погашать или нет, но теперь и этот риск снят недавним решением ЦБ о возобновлении аукционов”.
Речь идет о валютных репо-кредитах ЦБ банкам - под залог определенных видов ценных бумаг. Аукционы по ним – для кредитов сроком на неделю, месяц или год – начались осенью прошлого года. В итоге они стали главным каналом валютного кредитования банковской системы в условиях, когда зарубежные его источники фактически закрылись. В начале лета ЦБ объявил, что временно прекращает аукционы годового репо, но может возобновить их в случае необходимости. О чем теперь и объявлено – первый аукцион состоится 14 декабря. Как раз к этому времени подойдет срок первого крупного погашения банками (на 4,8 млрд долларов) тех годовых репо-кредитов, которые были получены ими от ЦБ ровно год назад, поясняет Лебедева.
Еще в конце лета рынок явно переоценивал влияние на динамику рубля фактора грядущих платежей компаний по своим внешним долгам, соглашается с коллегой Дмитрий Савченко. Все же за последние месяцы компании-должники аккумулировали на своих счетах немалые объемы валюты. “И уже сентябрьский пик долговых платежей был пройден ими достаточно спокойно. Теперь же и декабрь может оказаться в этом смысле более спокойным месяцем, чем мы представляли недавно”.