В России с 1 апреля вновь повышены акцизы на автомобильное топливо – второй раз с начала года. Стоимость бензина включается в конечную цену практически любого товара – уже хотя бы потому, что его необходимо довезти до магазина. И если январское повышение этих акцизов на общей инфляции в стране практически не отразилось, то апрельское ускорит ее весьма заметно, прогнозируют эксперты. В итоге общий рост цен на бензин в России в 2016 году вдвое превысит прошлогодний.
Акциз в расчете на один литр бензина повышен с 1 января на 1,5 рубля, а с 1 апреля – еще на 2 рубля: в результате общее повышение этого акциза в 2016 году составит 82%, отмечал в середине марта Центральный банк России. По его прогнозам, полный перенос этих повышений акциза в розничные цены автомобильного топлива приведет к росту цен на бензин на 10,4%. Для сравнения, в 2015 году он подорожал в России лишь на 4,8%.
Однако первое в 2016 году повышение акцизов практически не отразилось ни на розничных ценах на бензин, ни, соответственно, на темпах общей потребительской инфляции. В чем причины? И почему они не могут проявиться вновь?
Николай Кондрашов, научный сотрудник исследовательского института “Центр развития” Высшей школы экономики, Москва:
- Январское повышение акцизов повторяется из года в год. Поэтому даже в том росте цен, который ему предшествовал, это повышение уже было учтено нефтяными компаниями. Плюс цены на бензин очень сильно зависят от текущей стоимости нефти, причем – рублевой. Наконец, в цене бензина отражаются и такие краткосрочные факторы как избыток или, напротив, дефицит бензина на рынке. Поэтому то, что не было такой сильной инфляционной реакции на повышение акцизов на автомобильное топливо в начале года, неудивительно. Тогда как реакция на второе, апрельское повышение акцизов, уже “незапланированное”, в отличие от январского, будет гораздо более выраженной.
Еще в 2014 году в России, по данным агентства “Автостат”, было в целом продано почти 40 млн тонн автомобильного бензина. В 2015 году этот спрос резко сократился и, по оценкам Министерства энергетики, составил менее 36 млн тонн. Прогноз на 2016 год – от 34 до 36 млн. То есть или столько же, или даже меньше, чем годом ранее…
Александр Корнилов, аналитик нефтяной отрасли из инвестиционной компании “Атон”:
- Действительно, налицо если не сокращение спроса на моторное топливо, то, по крайней мере, его стагнация - на фоне общего спада в экономике. Однако в первом квартале низкий спрос на бензин объясняется и сезонностью. Традиционно рост потребления моторного топлива приходится на весну-лето-осень, что связано как с периодом отпусков, так и с сезоном в сельском хозяйстве.
Бензин – весьма своеобразный товар в российской действительности.
Cпрос на бензин в России в 2016 году оценивается примерно в 36 млн тонн, его производство – почти в 40 млн тонн. То есть столько же, сколько было продано в стране в 2014 году…
Алексей Кокин, аналитик инвестиционной компании “Уралсиб Кэпитал”:
- Рост производства бензина, скорее всего, продолжится. По крайней мере, доля бензина в общем выпуске нефтепродуктов, видимо, будет расти - существует определенная программа модернизации нефтеперерабатывающих заводов, которую нефтяные компании медленно, но все же реализуют.
Ведь нефтяные компании сравнивают “экспортные” цены с внутренними, принимая решения, на каком рынке им выгоднее продавать…
Если первое в этом году повышение акцизов на бензин особого влияния на общую инфляцию в России не оказало, то каким, по вашим оценкам, может оказаться влияние повторного, апрельского их повышения - коль скоро летом его потребление традиционно возрастает? Министерство финансов, например, прогнозирует в связи с этим рост розничных цен на бензин на 6-7%...
Николай Кондрашов:
- Наши оценки в целом совпадают с оценками Минфина - как, в принципе, и с оценками других независимых экспертов. Эти расчеты вполне “прозрачны”: рост цен на бензин на 6-7% в среднем – вполне адекватная оценка, которая включает в себя и то, что сама цена на бензин вырастет на 2 рубля за литр, и то, что повышается взимаемый за него НДС. И только прямой вклад этого фактора в темпы накопленной за год инфляции, по нашим оценкам, составит примерно 0,2%. “Прямой вклад” – то есть рост цен на тот бензин, который покупают конечные потребители, население. Но есть еще и косвенное влияние – через общий рост цены бензина, которая закладывается в цену остальных товаров. И с учетом этого фактора совокупный “вклад” удорожания бензина и дизельного топлива составит уже 0,3-0,4% - совсем не мало, если учесть, что, по нашим оценкам, общая инфляция в России в 2016 году составит в целом примерно 6,5%.
Действительно, налицо если не сокращение спроса на моторное топливо, то, по крайней мере, его стагнация - на фоне общего спада в экономике.
Кстати, Центральный банк России прогнозирует, что вклад повышения акцизов на автомобильное топливо в общие темпы инфляции в стране в 2016 году составит 0,33%... А сколь велика она бывала в последние годы, в том числе во времена “бензиновых кризисов”, когда, помнится, даже продажи на время ограничивали?
Николай Кондрашов:
- Например, в 2011 году рост цен на бензин составил 15%, и только прямой его “вклад” в годовую инфляцию - почти 0,5%. А с учетом и косвенного влияния - до 1%! Для сравнения, это в два с лишним раза больше того вклада, который был отмечен в 2013, 2014 или 2015 году…
В 2015 году общая инфляция в России составила 12,9%, тогда как розничные цены на бензин выросли менее чем на 5%. С чем, на ваш взгляд, связан такой разрыв? Ведь бензин – более чем ходовой товар…
Александр Корнилов:
- Здесь ряд факторов… Во-первых, общая стагнация спроса на моторное топливо в стране – будь то бензин или дизельное. Во-вторых, повышение, скажем, налоговой нагрузки на нефтепереработку проявляется в розничных ценах на АЗС лишь с определенной задержкой. В-третьих, сказалось падение мировых цен – и на нефть, и на нефтепродукты. Ведь нефтяные компании сравнивают “экспортные” цены (за вычетом транспортных расходов и налогов) с внутренними, принимая решения, на каком рынке им выгоднее продавать…
Реакция на повторное, апрельское повышение акцизов, уже “незапланированное”, в отличие от январского, будет гораздо более выраженной.
Алексей Кокин:
- Бензин – весьма своеобразный товар в российской действительности. Если другие нефтепродукты - дизельное топливо или мазут – оцениваются рынком по мировым ценам за вычетом пошлины, то цена бензина представляет собой результат сочетания двух факторов – внутреннего спроса и цен на внешних рынках. И мы видим, что внутренний спрос практически не растет, а мировые цены на нефть и нефтепродукты упали. Но при этом проявился и “компенсирующий” фактор - ослабление рубля, который отчасти подтолкнул внутренние цены на бензин вверх. И, скажем, по недавней статистике, за период с конца марта прошлого года бензин Аи-95 подорожал примерно на 6%, Аи-92 – на 7%. Это, конечно, ниже инфляции за тот же период – и за счет вялого спроса, и благодаря падению мировых цен на нефтепродукты.
Николай Кондрашов:
- Цена бензина в большой степени определяется налогами, которые год от года могут повышаться по-разному. Имеют значение и некоторые краткосрочные факторы, меняющие баланс спроса и предложения на этом рынке – скажем, ремонт на каком-то крупном НПЗ или, наоборот, запуск новых мощностей… Кроме того, речь идет и налоговых “маневрах” - когда по-разному меняются, скажем, экспортные пошлины на темные и светлые нефтепродукты. Это тоже оказывает большое влияние на внутренние цены на бензин. Если же иметь в виду ценообразование на продовольственные или другие непродовольственные товары, то там гораздо большее значение имеет фактор меняющегося спроса населения на эти товары, который, в свою очередь, зависит от его зарплат. Поэтому динамика общей инфляции в стране и отличается заметно от динамики цен на бензин - ведь основные факторы, которые их определяют, очень сильно разнятся.