Фонд будущих поколений – на сегодняшние пенсии

Логичнее увеличить расходы на пенсии не за счет нефти, а напрямую - из бюджета, считают эксперты

Президент России вновь предложил создать за счет нефтяных доходов Фонд будущих поколений. Главный экономист президентской администрации предлагает тратить часть средств этого фонда на выплату текущих пенсий. В других нефтяных странах мира Фонды будущих поколений существуют давно, однако тратятся лишь доходы по ним, а не сами фонды.


В очередном Бюджетном послании президента предлагается разделить Стабилизационный фонд, формируемый за счет доходов казны от экспорта российской нефти, на две части: Резервный фонд и Фонд будущих поколений. Причем объем основного, Резервного фонда будет устанавливаться ежегодно в процентах к ВВП страны, то есть общему объему экономики. Этот процент, естественно, будет меняться, поскольку и объем ВВП каждый год – новый.


Одно из первых предложений – создать Резервный фонд в объеме примерно 10% ВВП. То есть, если объем экономики России в 2006 году – 1 триллион долларов, стало быть, в Резервном фонде, будь он уже создан, должно быть 100 миллиардов долларов. Прогноз правительства на 2007 год: рост ВВП составит 6,2% в этом году, это 1,15 триллиона долларов. По этой схеме, Резервный фонд к концу 2007 года должен составить примерно 115 миллиардов долларов, то есть увеличиться на 15 миллиардов долларов, поясняет аналитик финансовой корпорации УРАЛСИБ Владимир Тихомиров.


Все, что после необходимых отчислений в Резервный фонд будет оставаться в казне от нефтяных доходов, предлагается переводить в Фонд будущих поколений. Часть средств этого фонда и могут направить на покрытие дефицита Пенсионного фонда, то есть фактически на выплату текущих пенсионных обязательств государства, говорит главный экономист «Альфа-Банка» Наталия Орлова. «Пока Пенсионный фонд - "в балансе", но уже через год-два ему потребуется помощь со стороны федерального бюджета».


Постоянный фонд Аляски


Первым из Фондов будущих поколений в мире называют Постоянный фонд Аляски (Alaska Permanent Fund), созданный в этом американском штате 30 лет назад. А начиналась история фонда еще в 1969 году, когда власти штата организовали аукцион, на который выставлялись лицензии на разработку аляскинских месторождений нефти и газа.


Аукцион принес местной казне 900 миллионов долларов – астрономическую по тем временам сумму, в пять раз превышавшую тогдашний годовой бюджет Аляски. После долгих споров было решено потратить эти деньги на ряд инфраструктурных проектов и социальных программ. К 1975 году строительство нефтепровода завершалось, а от 900 миллионов долларов, вырученных на аукционе, почти ничего не осталось. «Вот тогда-то и возникла идея, чтобы 25% будущих доходов штата, получаемых от разработки на его территории не только нефти, но и других природных ресурсов, инвестировались бы в некий постоянный фонд», - рассказывает сотрудница корпорации, управляющей Постоянным фондом Аляски, Лора Ачи.


В этот фонд ежегодно переводится 25% всех налогов и рентных платежей, которые штат получает от нефтяных компаний, и они, разумеется, разнятся год от года. Остальные 75% идут напрямую в бюджет штата. «Конституция Аляски гласит, что сам фонд должен оставаться в неприкосновенности. По усмотрению законодателей штата, использоваться ныне может лишь тот реальный доход, который ежегодно приносит инвестирование средств фонда», - поясняет Лора Ачи.


Объем Постоянного фонда Аляски сегодня – примерно 34 миллиарда долларов. Это втрое меньше российского Стабилизационного фонда и почти в 9 раз меньше крупнейшего из подобных фондов в мире – Пенсионного фонда Норвегии.


Пенсионный фонд Норвегии


В Пенсионном фонде правительства Норвегии (Government Pension Fund) сегодня - уже 290 миллиардов долларов. Он был учрежден в 1990 году решением норвежского парламента и назывался тогда Нефтяным фондом. В 2006 году его объединили с национальным Пенсионным фондом и переименовали. «Смена названия символизирует, скорее, цели, во имя которых делаются эти накопления, - говорит советник Министерства финансов Норвегии Андерс Ланде. - Это отнюдь не значит, что деньги фонда пойдут только на пенсионные выплаты. Но таким образом мы подчеркиваем, что в будущем возникнет большая потребность в этих средствах, и было бы неплохо их откладывать уже сейчас».


Лишь в 2002 году, когда в этом фонде было примерно столько же денег, сколько сегодня – в Стабилизационном фонде России, правительство Норвегии впервые получило право расходовать небольшую часть этих средств. Ежегодно правительство рассчитывает сумму, которую может изъять из нефтяных доходов на текущие нужды бюджета. По сравнению с общими объемами фонда, сумма – минимальная. «Это примерно 4% тех реальных доходов, которые Норвегия получает ежегодно, инвестируя средства фонда, - поясняет Андерс Ланде. - Но сам фонд остается при этом в неприкосновенности, поэтому он и не сокращается!»


Каких-то особых предписаний, как норвежское правительство может использовать эти 4% инвестиционных доходов, не существует. Часть идет, например, на строительство дорог. «Но в целом эти средства никак не отличаются от налогов или иных поступлений – и те, и другие пополняют один бюджет».


Будущий фонд сегодняшний пенсий


И в Норвегии, и на Аляске правительство может тратить сегодня средства не самого нефтяного фонда, а лишь небольшую часть той прибыли, которую оно ежегодно получает, инвестируя капитал фонда. Размер ежегодной прибыли зависит и от текущей конъюнктуры, и от профессионализма тех, кто инвестирует. Но сам фонд при этом остается в неприкосновенности.


В России пока не обсуждается вопрос о разделении средств Фонда будущих поколений на основную часть и инвестиционную, отмечает Наталия Орлова. «Тем не менее, учитывая общее старение населения, совершенно очевидно, что уже в ближайшем будущем избежать дополнительных трансфертов из казны для выполнения обязательств государства перед пенсионерами не удастся. Когда дело дойдет до обсуждения, какую часть денег Стабилизационного фонда можно будет направлять на решение текущих пенсионных проблем, возможно, эта привязка к процентным платежам и возникнет».


Уже по сути своей вопрос требует политического решения, полагает Владимир Тихомиров: «Было бы логичнее увеличить расходы на содержание Пенсионного фонда не за счет нефтяных сверхдоходов, а напрямую - из бюджета. Стабфонд, по сути, - уже сформированный профицит бюджета, направленный в резервы. И финансировать из него некий дефицит, возникающий в силу задолженности казны по пенсионным обязательствам, - неправильно», - полагает Владимир Тихомиров.


«Фонд будущих поколений» - красивое название. Но в какой мере ему будет соответствовать в России использование этих средств поколениями нынешними?..