Парламент Китая на только что завершившейся ежегодной сессии одобрил закон о защите частной собственности. По сути, впервые с прихода к власти в этой стране в 1949 году Коммунистической партии частная собственность получает ту же правовую защиту, что и государственная.
Этот закон готовился в Китае почти 14 лет, то есть половину всего времени, что в стране проводятся экономические реформы, начатые в 1978 году Дэн Сяопином. Перед сессией парламента – на фоне протестов тех, кто считает, что закон нарушит базовые принципы социализма - обсуждение его проекта в прессе было запрещено. Когда один из ведущих деловых журналов этот запрет нарушил, ему пришлось перепечатать весь тираж очередного номера.
Открывая ежегодную сессию Всекитайского собрания народных представителей, ни один из высших руководителей страны даже не обмолвился о законопроекте. Тем не менее, в последний день сессии он был вынесен на голосование, результат которого был предсказуем: «за» – 2799 делегатов, «против» – 52.
«Закон подтверждает права частных собственников и способствует утверждению правил рыночной экономики, нормальному экономическому развитию страны в будущем», - говорит Фань Яньчин, депутат Всекитайского собрания народных представителей от провинции Цзянсу. Тем не менее, главный объект собственности – землю – в Китае можно лишь арендовать, формально она по-прежнему остается в собственности государства.
Земля в городах
Частные владельцы предприятий или любых строений в Китае могут лишь арендовать земельные участки под ними. В городах сроки такой аренды составляют от 40 до 70 лет. Поэтому объектами купли-продажи могут теперь быть не сами участки, а права на их аренду. Причем новый закон предусматривает автоматическое продление срока аренды после его истечения. Одно из главных положений нового закона – право наследования этих прав, считает эксперт по китайской экономике, научный сотрудник Гуверовского института Стэнфордского университета в Калифорнии профессор Михаил Бернштам.
В стране уже сложился городской средний класс. И неожиданно выяснилось, что 80% городского населения (а это – половина всего населения Китая) являются владельцами того или иного городского жилья – этот показатель в Китае даже чуть выше, чем в США. «Смогут ли они свое накопленное трудом богатство, которое заключается в домовладении, передать своим детям? Для китайцев, с их культом детей, это - самый большой вопрос! – поясняет Михаил Бернштам. – И новый закон однозначно отвечает на него: да, эта собственность может наследоваться».
Более того, закон допускает в отдельных случаях и частную собственность на землю. Например, участки, занятые стоянками автомобилей вокруг многоквартирных домов, уже становятся частной собственностью тех, кто владеет этим жильем – целиком или отдельными квартирами.
Сельские земли
Сельскохозяйственные земли Китая формально также принадлежат государству. Фактически, начиная с 1978 года, они находятся в индивидуальном владении. Сроки аренды таких участков еще меньше, чем в городах – до 30 лет. Но, как и в городах, права аренды этих участков могут отныне наследоваться, а срок аренды автоматически продлевается по его истечении.
Тем не менее, как и в городах, сельскохозяйственные земли в Китае также не продаются. Любые операции проводятся только с правами на их аренду. Не могут владельцы таких прав и заложить участок для получения, скажем, банковского кредита. Впрочем, эту проблему здесь решают иначе.
«В Китае сегодня действуют 30 тысяч сельских банковских кооперативов. Государство намерено их укрупнить – до 3 тысяч, - говорит Михаил Бернштам. - Именно эти кооперативы и предоставляют сельским жителям необходимые кредиты, потому что у сельского населения в целом - крупные сбережения».
Общий объем частных банковских вкладов в Китае превышает 80% ВВП страны и составляет более 2 триллионов долларов. В России объем частных вкладов в 15 раз меньше и соответствует 15% ВВП.
Неприкосновенность собственности
Формально частная собственность в Китае была уравнена с государственной в 2004 году. В том числе, на уровне изменений в Конституции. Тем не менее, ежегодно в стране отмечаются тысячи массовых протестов, в основном в сельских регионах, когда местные земли фактически захватываются для нового строительства, часто – не без помощи местных чиновников и без какой-либо компенсации владельцам прав на аренду этих участков.
Право собственности - это не только право ее контролировать и владеть. Это и право на защиту этой собственности от любых посягательств, напоминает профессор Бернштам. То, что теперь узаконено в Китае, является, по сути, неким аналогом четвертой поправки к Конституции США, которая гласит, что без специального решения суда или по каким-то законам никто не имеет права захватывать принадлежащую человеку собственность - землю, жилище и любую другую.
«Вот этого в Китае до сих пор не было, - говорит Михаил Бернштам. - Уже в 2004 году в разных законах Китая появились некоторые положения, которые давали определенные права частным собственникам и уравнивали права частной собственности и государственной. Однако до сих пор в стране не было единого закона, который бы все это консолидировал и однозначно утверждал: частная собственность – неприкосновенна! Теперь такой закон появился».