Отсутствие напоминаний о Беслане – это «позиция власти»

В небо Беслана выпустили 334 белых шара - по числу погибших при теракте

В России накануне отметили День солидарности в борьбе с терроризмом. Эту дату, прежде всего, связывают с террористическим актом в Беслане. Три года назад вооруженная группировка захватила городскую школу №1. 3 сентября произошел штурм здания, в котором находились более тысячи заложников. В результате штурма погибли более 300 человек, 186 из них - дети.


Родственники и близкие погибших в понедельник отправились к мемориальному кладбищу. Там под звуки метронома были зачитаны имена всех погибших, включая сотрудников спецподразделений. После этого из рук бесланских школьников, часть из которых находилась в заложниках, в небо поднялись 334 белых шара - на три больше, чем в первую годовщину. За два последних года еще трое скончались от полученных ран.


Только что вышла книга владикавказского журналиста, сотрудника газеты «Осетия. Свободный взгляд» Мурата Кабоева «Плакал дождь холодными слезами». Это сборник воспоминаний выживших заложников и родственников погибших. Об этой книге Радио Свобода рассказала один из лидеров общественной организации «Голос Беслана», объединяющей родственников жертв теракта, Элла Кесаева:


«Эту книгу, можно сказать, написали сами потерпевшие. Здесь письма и характеристики самих потерпевших, рассказы их о том, какие были погибшие. Никакого анализа - только присутствие этих рассказов. Очень тяжело это читать, конечно. Она очень важна для того, чтобы сохранить память о тех погибших, которых мы не смогли уберечь.
Вообще-то, книга могла быть уже готова ко второй годовщине, но не находились деньги, чтобы издать ее. Конечно, она будет распространяться бесплатно, но издать ее надо было. А на это нужны деньги. Дело в том, что та власть, которая абсолютно не хочет никак никоим образом касаться темы Беслана, забыть Беслан, не издавать о нем книги, не вспоминать о нем. Сегодня кто-то напоминал по экранам, что такая трагедия? Практически никто. А между тем, в Беслане погибли такой смертью, что не на всякой войне такая мучительная смерть. Такая трагедия никогда не сможет забыться, не должна забываться в цивилизованной стране. То, что не издают книги, не публикуют минимальное количество публикаций о Беслане - это все позиция власти».


Единственный из оставшихся - согласно официальной версии - в живых участников захвата школы в Беслане Нурпаши Кулаев осужден и отбывает пожизненное заключение. Все остальные террористы уничтожены, уголовной ответственности российских военных и чиновников, организовавших штурм школы или отвечавших за безопасность жителей республики, следствие не обнаружило. Своим мнение о расследовании этого дела с Радио Свобода поделилась главный редактор интернет-сайта «ПравдаБеслана» Марина Литвинович.

- На каком этапе находится официальное расследование? Борис Грызлов заявил о том, что там будет проводиться какой-то новый следственный эксперимент. Значит следствие разве не закрыто?
- Официальное следствие по Беслану не закрыто. Другое дело, что уже много месяцев следствие практически не предпринимает никаких действий, в том числе следственных действий. В общем, работа замерла.
Что касается того, о чем говорил Борис Грызлов, они, действительно, хотят проверить то утверждение, которое выдвинул в своем докладе Юрий Савельев. Это утверждение касается того, что первые взрывы в спортивном зале в школе 3 сентября были спровоцированы выстрелами извне. Соответственно, это уже наша большая заслуга и победа, что выкладки, которые сделал Юрий Петрович Савельев, а они основаны на физических и взрыво-технических формулах, что эти выкладки стали поводом для следствия задаться вопросом - действительно ли это было так? Проверить это утверждение на практике.
Кроме этого, никаких других действий не проводилось в последнее время. Потерпевшие пишут очень много ходатайств и жалоб. Обращаются к следствию, к тем людям, которые его ведут, но, к сожалению, на все свои новые бумаги, на все свои новые свидетельства и какие-то комментарии они получают отписки. Следствие, на самом деле, издевается над потерпевшими уже очень много времени.


- Парламентская комиссия Торшина обнародовала свой довольно нейтральный доклад по этому делу. Больше они ничего не будут делать?
- Их деятельность закончена. Решение о прекращении деятельности комиссии и принятие этого доклада приняла Государственная Дума и Совет Федерации в декабре 2006 года. Все это делалось очень быстро. И депутаты, и сенаторы проголосовали за принятие доклада этой комиссии, не читая этого доклада.


- Потом была комиссия парламента Северной Осетии во главе со Станиславом Кисаевым. Там были значительно более неприятные для российской власти выводы. Какова судьба этого документа?
- Этот документ появился достаточно быстро - через год после трагедии. Уже там было написано достаточно много важных свидетельств, и восстановлена хронология бесланского теракта. Естественно, этот доклад парламентской комиссии Северной Осетии расходится с официальной версией следствия. Но, к сожалению, следствие никак не отреагировало на этот доклад, не проводилось никаких проверок. Единственно, что этот доклад был приобщен к уголовному делу, вернее, к судебному уже разбирательству по Кулаеву. Но судья, приобщив эти документы к делу, в общем, не стал обращать внимания на те выводы, которые там были сделаны, на те свидетельства, которые там прозвучали, хотя они совершенно противоречили тому, что в результате, в итоге написал суд по поводу развития событий в Беслане.


- Было еще несколько попыток журналистов предпринимать независимые расследования и в самой Северной Осетии, и кое-кто из московских журналистов этим занимался. Ваш сайт как-то обобщает все это, что есть, что пытаются люди найти, или эта работа тоже закончена?
- Я по-прежнему собираю все материалы, касающиеся расследования по Беслану. У меня очень много опубликовано документов, в том числе и материалов уголовного дела, к которому удалось получить доступ. Опубликованы независимые свидетельства, опубликована большая часть фотографий и видеозаписей, которые следствием, конечно, никак не хотят учитываться. Работа эта будет продолжаться, потому что, несмотря на то, что прошло три года, все равно появляются и новые свидетельства, и новые какие-то фотографии и видеозаписи.


- Вы надеетесь на то, что эти документы кем-то, каким-то судом, какими-то юридическими органами в России или за рубежом могут быть использованы?
- Сайт вообще был создан для того, чтобы любой человек будь то в России или за границей, обладающий любым статусом или без статуса, мог эти документы прочитать и использовать их, если это нужно, на суде, то можно использовать и на суде. Потому что, конечно же, масштаб этих совершенных преступлений не только террористами, а и оперативным штабом, и сотрудниками силовых ведомств - это преступления против человечности. Они, конечно, заслуживают расследования очень серьезного и полного.