Следственный комитет вступил в заочные отношения

Борис Кузнецов до своего отъезда из России



Адвокату Борису Кузнецову, получившему убежище в США, предъявлено заочное обвинение. Следственный комитет при прокуратуре Москвы считает его виновным в разглашении государственной тайны: Кузнецов послал в Конституционный Суд России жалобу на следователя прокуратуры, приложив фотокопию справки ФСБ под грифом «Секретно». В деле своего подзащитного, бывшего сенатора от Калмыкии Левона Чахмахчяна Кузнецов нашел распечатку телефонных разговоров своего клиента. Кузнецов счел незаконным и прослушивание телефонных разговоров сенатора, тогда еще действующего, и засекречивание этих материалов.


Адвокат Кузнецова Роберт Зиновьев уверен, что если руководствоваться этой логикой, к ответственности нужно привлекать и других лиц, участвовавших в деле, ведь до обращения в КС Борис Кузнецов направлял жалобы со злополучной «секретной» справкой и в Мосгорсуд, и в Верховный суд. То есть секретный меморандум ФСБ (о прослушивании разговоров) увидели и секретари его адвокатской конторы, и судья Назарова, возвратившая справку Кузнецову простой почтой, и другие лица.


Впрочем, эксперты из ФСБ, признав разглашенные Кузнецовым данные секретными, уточнили, что «никаких вредных последствий от действий лица не наступило». И, по мнению Роберта Зиновьева, теперь у следствия есть все основания прекратить уголовное дело, воспользовавшись 41 статьей Уголовного кодекса «Обоснованный риск». Хотя вряд ли руководство 2-го отдела Следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по Москве захочет воспользоваться таким выходом из положения, полагает Зиновьев: «Для них удобнее, впрочем, может быть, не для них, а для инициатора уголовного преследования, то есть ФСБ России, чтобы человек был признан виновным».


Сам Борис Кузнецов напрямую связывает уголовное преследование со своей профессиональной деятельностью и, в частности, с делами утонувшего «Курска» и руководителем фонда «Образованные медиа» Мананы Асламазян.


Странное совпадение: когда в июле 2007 года Кузнецов покинул Россию, его квартира была ограблена.