Было время, и цены снижали. Павел Московский – о новом Госплане

Что бы ни делали в СССР, получается автомат Калашникова. Эта старая присказка вспоминается уже в отношении путинской России. Самостоятельно производить там что-то сложнее гвоздей и лопат получается с трудом. Но советская мудрость открывается с неожиданной стороны: как бы ни пытались там руководить экономикой, все равно получается Госплан.

Те, кто застал СССР, прекрасно помнят, как регулярно пропадали то гречка, то туалетная бумага, то сигареты. Тогда это называлось "временные трудности". А бороться с этими перебоями должен был Госплан – Государственный плановый комитет при Совете Министров СССР. Именно он был призван учесть все миллионы тонн и тысячи пудов. И равномерно распределить их между советским гражданами, заводами и фабриками.

Война – вот главная статья бюджета

Получалось это чаще всего не очень. Задача, прямо скажем, была невыполнимая. Советский академик Леонид Канторович в 1970-х годах пытался решить проблему балансов в социалистической экономике. Но даже лауреату Нобелевской премии так и не удалось справиться с тем, чтобы своевременно обеспечить каждого советского гражданина колбасой и галошами. Казалось бы, все просто: заложи в ЭВМ объем потребностей и цифры производства, подели, распредели… Но математические методы и огромные вычислительные машины оказались бессильны перед советской реальностью.

Смотри также Кто убил экономику?

Впрочем, это не мешало убежденности властей в том, что людей можно осчастливить сверху, простым решением руководства. Сегодня об этих "советских глупостях" никто в путинском руководстве и не вспоминает. Задача теперь в другом: не обеспечить людей, а сохранить власть. Но даже с ней возникают трудности.

В России продолжается подорожание продуктов, с некоторыми возникает почти советский дефицит. И выросшие при СССР члены путинского "политбюро" рассматривают новые варианты госрегулирования. Для тех, кто тосковал по СССР, – хорошая новость. Госплан, похоже, вернется. А газеты регулярно будут публиковать списки товаров под заголовком "Цены снижаются!".

Снижаться они будут, конечно, как и в СССР, на всякие расчески-заколки. С продуктами дело сложнее. С помощью договоренностей с бизнесом правительство уже пыталось ограничить рост цен на яйца, гречку, масло. Были сообщения, что власти готовят ограничения по ценам на макароны и куриное мясо.

Однако, если что меняется в ходе этих процессов, так это не столько цены, сколько роль Минсельхоза – главного ответственного за еду в России. Еще недавно одними из основных инструментов поддержки хозяйств там были льготные кредиты, субсидии, господдержка инвестиционной деятельности. В общем, более или менее рыночные средства для проведения политики. А самое главное, дающие реальную и ощутимую помощь частным хозяйствам.

Власти через экспортные пошлины забирают у аграриев деньги, которые затем якобы должны идти на их же поддержку

Но наступают новые времена. Война – вот главная статья бюджета. Сокращаются расходы на образование и медицину. Урезается и поддержка аграрного сектора. В 2025 году будет резко урезано финансирование для фермеров, объем госпрограммы развития сельского хозяйства сократится почти на 60% – с 420 млрд рублей в 2024 году до 266,9 млрд рублей в 2025 году. Это, кстати говоря, не сегодня началось – объемы поддержки сокращаются уже третий год подряд. Причем, несмотря на заморозки, уничтожившие до половины урожая фруктов в ряде областей.

Также под удар попал проект "Стимулирование инвестиционной деятельности в АПК", программа "Комплексное развитие сельских территорий", поддержка фермеров и развития сельской кооперации. То есть строить новые производства и модернизировать существующие мотивации у частных инвесторов будет все меньше и меньше, говорит эксперт зернового рынка Александр Корбут. И это в условиях, когда власти через экспортные пошлины забирают у аграриев деньги, которые затем якобы должны идти на их же поддержку.

Все это оставляет в распоряжении чиновников лишь административные рычаги: запреты, ограничения, да "рекомендации", от которых сельхозпроизводителям и продавцам трудно отказаться. Плюс – все активнее обсуждаемая властями идея введения предельных цен на продукты массового спроса. То есть возвращение к Госплану в чистом виде.

Впрочем, если вы думаете, что в этих тяжелых для экономики условиях чиновничья активность направлена только на нужды отечества, то ошибаетесь.

Очередной акт пьесы "Война войной, а обед по расписанию" разворачивается на наших глазах, пишет независимый эксперт в области продовольствия Павел Сюткин. Суть интриги в том, что Минпромторг предложил маркировать кондитерские изделия и уже подготовил соответствующее постановление правительства. Эксперимент должен пройти с 15 декабря 2024 по 31 августа 2025. А под саму маркировку могут попасть шоколад, конфеты, зефир, пастила, печенье, желе, мармелад, жвачка и т. д.

Между тем коллектив ученых во главе с проф. Сергеем Максимовым (Центр исследований проблем государственного управления Института экономики РАН) подсчитал, что доля незаконного оборота кондитерских изделий на российском рынке не превышает в среднем 3,6% от общего объема. Цены же на кондитерку в результате внедрения этой маркировки подскочат, по мнению экспертов, на 50%. Стоит ли одно другого, задают вопрос многие эксперты.

Но… обед должен быть по расписанию. Не у всех, конечно. А только у провластных бизнесменов и путинских чиновников, единственно и заинтересованных во внедрении маркировки. Ну, а что вы хотите? Доходы сокращаются, так что "это вы, дети, будете меньше есть".

Павел Московский – кремленолог

Высказанные в рубрике "Право автора" точки зрения могут не совпадать с позицией редакции