Раскол в рядах "клуба рассерженных патриотов": Гиркин резко критикует Пригожина, его самого за это резко критикуют соратники, Гиркин грозится выйти из "клуба". Само по себе яблоко раздора – ЧВК "Вагнер" – расползается по городам и весям. Базы в Беларуси сами собой, но часть наемников еще и перебазировалась в отели Анапы в ожидании помилования. Как получат – отправятся еще на все четыре стороны. Об этих коллизиях – писатель Юрий Мухин, правозащитник Александр Подрабинек, военный эксперт Михаил Притула.
Видеоверсия программы
Елена Рыковцева: Эти шустрые ребята из ЧВК "Вагнер" чем только сейчас не занимаются. Они на территории Беларуси обучают белорусскую армию военным приемам, белорусы им страшно благодарны. Они также оккупируют, можно сказать, курортную часть Анапы, там они ждут, когда же их выпустят на свободу, как обещали, после всех их так называемых "подвигов". Наконец, они же, эти ребята из ЧВК "Вагнер", служат яблоком раздора между Игорем Стрелковым (Гиркиным) и его командой из "Клуба рассерженных патриотов".
Ваш браузер не поддерживает HTML5
Елена Рыковцева: С нами на связи Юрий Мухин, писатель, который лично знает Игоря Стрелкова (Гиркина). Считаете ли вы, что он адекватно реагирует на письмо в его адрес людей из "Обыкновенного царизма"?
Юрий Мухин: Я вообще знаю их всех как облупленных. Первая книга на политические темы у меня вышла в 1993 году. С 1995-го я в Москве участвую во всем этом лично. Я насмотрелся всех этих организаторов клубов и всего прочего. Это идет болтовня, болтовня, болтовня, и на фоне этой болтовни Россия превратилась в омерзительнейшее фашистское государство, а они все болтают о том, как сделать, чтобы оно было лучше. Я уже устал, они мне неинтересны. Даже с полковником Квачковым – вроде бы надо пожалеть, но одновременно смотришь, как они понимают мир: они даже не защищаются – что с них, собственно говоря, взять? Вещь, о которой стоит поговорить, это сам Пригожин. Пригожин – это голова.
Гиркин два раза делал вид, что он поехал на фронт, и слинял оттуда уже в эту войну
Елена Рыковцева: Ваша позиция ближе к "Обыкновенному царизму" или к Стрелкову (Гиркину)?
Юрий Мухин: Я скажу словами Сталина. Когда его спросили: "Что хуже – левая оппозиция или правая?" – он ответил: "Обе хуже". Это команда, у которой цель – болтать о чем-то, причем, болтая, они совершают подстрекательство, подстрекают к войне с Украиной. Они же сами не идут на фронт, Гиркин два раза делал вид, что он поехал на фронт, и слинял оттуда уже в эту войну. Они подстрекают к тому, чтобы там каждый день гибли 200–300 российских граждан, и не самых худших, между прочим. Рискуют жизнью за какой-то тупой, неправильный идеал! А эти сидят в Москве и болтают, болтают. С 1995 года я на это все смотрю и должен сказать: я впервые вижу человека с таким объемом власти, как у Пригожина. Это для многих невероятно, но они не понимают, что происходит, критикуют того, кого считают Путиным. Есть у нас такой мерзавец – глава СКР Бастрыкин, ни разу не было, чтобы он объявил кому-то уголовное дело и того не посадили. Здесь он объявляет открытие уголовного дела, после этого на "пригожинцев" вешают 15 убитых летчиков, и он дело закрывает.
Елена Рыковцева: Значит, даже у Путина нет столько власти, сколько у Пригожина?
Юрий Мухин: Путина, как такового президента, у нас давно нет: он или убит, или слинял. Сейчас люди, артисты, которые играют роль Путина, даже не похожи на него, они едва друг на друга похожи – штук шесть. У нас управляет неизвестная группа лиц. Аналогия – это США. Если заденет все США, они выступают единым фронтом, будут биться все, но когда нет угрозы для всех, тогда они начинают драться друг с другом, как сейчас Байден и Трамп сошлись в клинче. Эта группа, которая управляет Россией, не единая, нет единого начальника как такового, там группа, которая действует в зависимости от обстоятельств.
Путина, как такового президента, у нас давно нет: он или убит, или слинял
Елена Рыковцева: В этой группе, которая дерется, по количеству власти, которой он наделен, на первом месте выделяется Пригожин?
Юрий Мухин: Нет. В 2014 году вводятся санкции против лиц. До этого все было так хорошо: украл в России, перевез туда, вложил в банк деньги. А тут наглое мировое сообщество деньги забирает! Вы считаете, что эта банда, которая руководит Россией, ничего не предпринимала? Есть государства, в которых трудно проверить: это Африка, государства с диктаторами. И вот что придумали наши кадры: они создают некую ЧВК для помощи якобы диктаторам взобраться к власти. Диктатор взбирается к власти, окружает себя этой ЧВК. Они, может быть, и защищены от остальных диктаторов в этом государстве, но они находятся под властью ЧВК. Теперь в это государство переводишь деньги, золотом ли, валютой ли, кладешь им в банки, и с этих банков уже выходят в Европу деньги: номерные счета, все обеспечено. Пригожин в мае 2014 года начал организовывать ЧВК, начал организовывать этот канал, как ворованные деньги в России прятать на Западе так, чтобы их не нашли западные спецслужбы. Он – хранитель общака власти в России. Без него им трудно, без него они свои деньги не найдут.
Елена Рыковцева: Ролдугин, на которого мы все думали раньше, виолончелист – это прикрытие?
Юрий Мухин: Официально сейчас ничего не спасает деньги, только такой момент, когда вы выводите их в Центральноафриканскую Республику, а из банка этой республики они уже переходят в швейцарские банки, куда-то на номерные счета. Тогда те, кто воровал, имеют эти отмытые деньги.
Пригожин – хранитель общака власти в России. Без него они свои деньги не найдут
Елена Рыковцева: С нами на связи Александр Подрабинек. Хотя бы вы скажите что-нибудь по поводу этого конфликта Гиркина, который говорит: уйду из "Клуба рассерженных патриотов", если там останутся люди, которые ругают меня за то, что я ругаю Пригожина.
Александр Подрабинек: Это называется "пауки в банке". Они воюют за свое место под солнцем, а точнее говоря, за благожелательное внимание верховной власти. Они пытаются быть полезными с расчетом на завтрашний день, так как думают, что завтра будет еще хуже, тогда они как раз и пригодятся. Между ними идет свара за то, кто окажется завтра более нужным для Путина или для человека, который будет его заменять. Я думаю, все дело в этом, ничего серьезного они из себя не представляют, это только борьба за доступ к кормушке.
Елена Рыковцева: С нами на связи Михаил Притула, военный эксперт. Считаете ли вы серьезным этот конфликт между разными ветвями патриотических сил РФ?
Михаил Притула: Это конфликт: дайте мне порулить, дайте мне порулить! Пригожин не справился, теперь Гиркин справится, Шойгу не справился, теперь Гиркин будет министром обороны и так далее. Это борьба за власть. Это не значит, конечно, что Гиркин неправ, он абсолютно адекватно критикует российскую власть. Для нас он враг, но он далеко не дурак, намного умнее, чем то же руководство Минобороны РФ. Естественно, у него есть некая обида, потому что он считает себя совершенно не глупым человеком, а ему приходится подчиняться тем правилам, что страной управляют дураки.
Это конфликт: дайте мне порулить, дайте мне порулить!
Представляете, каково пусть врагу, но не глупому врагу, видеть, что дураки завели его страну в нехорошую ситуацию, из которой давно можно было бы выйти.
Давайте забудем Гиркина и перейдем на команду Пригожина. Меня очень волнует, что Пригожин все-таки появился в Беларуси, у него там огромное количество людей, две тысячи человек. Куда он пойдет с этой замечательной бандой?
Елена Рыковцева: Мы специально для вас приготовили свежайший сюжет Минобороны Беларуси.
Ваш браузер не поддерживает HTML5
Елена Рыковцева: Как вам это братание ЧВК с белорусской армией?
Михаил Притула: Я скажу нетривиальную вещь, я буквально позавчера услышал ее от белорусских оппозиционеров, с которыми мне пришлось пообщаться. Они мне высказали неожиданную для меня лично точку зрения на Лукашенко, которая открывает совершенно другой ракурс на то, что происходит с вагнеровцами. Лукашенко имел армию, которая по большей части руководилась российскими военнослужащими или разведчиками и была, мягко говоря, не очень боеспособна.
Лукашенко получит в свое распоряжение вооруженные силы Беларуси, которые смогут при необходимости пойти на Москву
Потом он получает около двух тысяч инструкторов, имеющих боевой опыт, которые, правда, положили впереди себя огромное количество штурмовиков, но, тем не менее, они имеют боевой опыт, они обстреляны. Более того, они имеют за собой опыт во многом успешного похода на Москву. Александр Григорьевич получает в свое распоряжение эту огромную армию, использует их для подготовки своей необученной слабой армии. Он получит в свое распоряжение вооруженные силы Беларуси, которые смогут не только защитить его от каких-то происков Кремля, но и при необходимости пойти на Москву.
Я рассматриваю это в плане шутки, можно пошутить на эту тему, что вагнеровцам из Беларуси удобнее идти на Москву, потому что туда ведут две абсолютно прямые дороги, всего 700 километров. Мне рассказали, что Александр Григорьевич немного не такой, каким я себе его представлял. Они говорят, что он не просто имеет глубокую амбицию быть президентом Беларуси, сколько можно быть, он еще имеет амбицию стать главой союзного государства Россия-Беларусь, если Путин уйдет в небытие. Тут мы по-другому понимаем наличие вагнеровцев в Беларуси недалеко от Минска. Возможно, действительно Лукашенко формирует силу, которая позволит ему в нужный момент взять власть в России и стать главой союзного государства, которое существует на бумаге. Он создает для вагнеровцев идеальные условия, я думаю, будет и дальше их холить и лелеять. Он собирает вокруг себя огромную силу, которая позволит ему побороться за власть в союзном государстве.
Если действительно Путина как такового нет, там находится группа людей, которые просто пожирают друг друга и, таким образом, теряют власть, тогда мы получаем такую ситуацию, что Лукашенко действительно готовит силу и готовит себя для того, чтобы стать президентом объединенного государства, царем или генсеком. В той же деревне Осиповичи, где находятся вагнеровцы, организовали склады ядерного оружия, которое туда завезли, как сказал Путин, месяц назад. Все это у нас складывается в определенную картину, что вагнеровцы пойдут не в Украину, не в Польшу, они пойдут захватывать власть в Москве, имея на борту ядерное оружие.
Лукашенко готовит силу и готовит себя для того, чтобы стать президентом объединенного государства Россия – Беларусь
Елена Рыковцева: И во главе всего этого похода будет Александр Григорьевич?
Михаил Притула: Совершенно верно. Он уже будет выступать как спаситель. Скорее всего, он дождется того момента, когда власть в Москве ослабеет настолько, что ее действительно придется спасать.
Елена Рыковцева: С нами на связи Павел Каныгин. На вас последняя надежда: вы единственный, кто, может быть, что-то скажет про конфликт между Стрелковым (Гиркиным) и его соратниками по "Клубу рассерженных патриотов", когда он говорит, что "Пригожин для меня фигура абсолютно неприемлемая", а они говорят: не трожь своими грязными руками ЧВК. А он говорит: я выйду из "Клуба рассерженных патриотов", если останутся те люди, которые критикуют меня за мою позицию.
Павел Каныгин: Я думаю, что Игорь Стрелков (Гиркин) сам имеет очень большие политические амбиции. Может быть, ему до сих пор стеснительно в этом признаться широкой аудитории, а может быть, страшно перед какими-то его эфэсбэшными или кремлевскими патронами.
Стрелков (Гиркин), по сути, не имеет никакого влияния
Тем не менее, этот человек совершенно очевидно сам бы хотел заправлять всем, иметь четкую позицию по тому, как все должно быть устроено в нашей стране, кого нужно расстреливать, кого сажать, как вести войну, как в футбол играть тоже. Я думаю, здесь нужно искать причину его забавных стычек что с Пригожиным, что с Кадыровым, что вообще с любыми акторами, имеющими реальную политическую или военную силу. Сам Стрелков (Гиркин) не имеет ничего, кроме своего телеграм-канала на сколько-то сот тысяч человек.
Конечно, здесь особо не хочется говорить про Стрелкова (Гиркина), этот человек, по сути, не имеет никакого влияния, в отличие от того же Пригожина, который, наверное, сейчас единственный действительно действующий мощнейший политический игрок, за исключением самого Путина, который действительно может играть свою собственную игру. При этом мы все понимаем, насколько он жестокий, коварный, фактически на его руках кровь не только украинцев, не только заключенных, которых он бросал в топку этой войны под Бахмутом, но и наших с вами коллег. Не будем забывать про историю в ЦАР в 2017 году. Два года назад мы с вами тоже про это говорили, еще до начала полномасштабного вторжения: что в России победят либо тихие полковники-коррупционеры, либо полковники кровавые, которые хотят большой крови, хотят всех научить, как нужно любить родину, а кто учиться не будет, тех будут топить, сажать.
Смотри также Новые повороты войныЕлена Рыковцева: Это вы говорили, я этого не говорила. Я всегда стояла на том, что совсем не обязательно, если уйдет Путин, будут какие-то кровавые или не кровавые полковники. Вот пришел кровавый.
У людей, отчаявшихся от беспредела в нашей стране, нет перед глазами больше никого, кто мог бы навести порядок
Павел Каныгин: Приходит. При этом мы видим самое удручающее. Даже, например, на YouTube-канал, который мы делаем, в том числе про Пригожина, приходят люди, и помимо всех адекватных, интеллигентных, понимающих, сомневающиеся есть и такие, которые говорят: посмотрите на него – это ведь новый Навальный, новый спаситель, он ведь правду говорит, он действительно собирается всем нам сделать хорошо, он против власти коррупционеров и жуликов, против власти зарвавшихся, он их всех накажет, нам всем действительно будет хорошо. Это какой-то сталинский ген, который сидит у нас в генотипе и, к сожалению, дает о себе знать таким образом. У людей, отчаявшихся от беззакония, от беспредела в нашей стране, нет перед глазами больше никого, кто мог бы навести порядок.
Елена Рыковцева: Мы посмотрим сюжет о том, куда еще расползается ЧВК "Вагнер" после своих "подвигов" на фронте.
Ваш браузер не поддерживает HTML5
Елена Рыковцева: 29 июля все эти прекрасные люди уже свободно отправятся на улицы Анапы: сейчас их держат более-менее взаперти, но очень скоро все это закончится. Юрий, согласны ли вы с этой концепцией, что Лукашенко может перехватить инициативу Пригожина, подобрать его людей, встроить в свою армию, создать такую мощную силу и пойти в Москву захватывать власть?
Юрий Мухин: Я монтирую третий ролик, смотрю в интернете, сколько их вообще, этих "вагнеровцев", что они за сила. Их раздувают как мыльный пузырь и СМИ России, и СМИ Беларуси. Как военная сила они – ничтожество. Представьте, что вы собрали охранников супермаркетов и послали их воевать. Сейчас на одного убитого один раненый, поскольку все потери несутся от артиллерии. Вы видели у них какую-нибудь артиллерию? Сейчас подход к противнику ведется танками. Вы видели у них танки? Я посмотрел колонну, которая входила в Беларусь: в ней три единицы бронетехники. Посчитал людей – их не более 300. Лукашенко показывает фильм, что они якобы кого-то учат. Это курс молодого бойца, который все знают. Этот идиот пошел брать город, он потерял 22 тысячи убитыми, 40 тысяч раненых. В 1944 году Красная армия за 32 дня освободила Крым, потеряв 17 тысяч убитыми. Здесь потеряли 60 тысяч.
Представьте, что вы собрали охранников супермаркетов и послали их воевать
Елена Рыковцева: Они ничего не стоят как боевая единица?
Юрий Мухин: Абсолютно. Это был не мятеж – это была какая-то порнография с предварительной договоренностью.
Елена Рыковцева: Но эта порнография напугала всю эту тусовку, извините, побольше, чем какой-нибудь журнал "Плейбой".
Юрий Мухин: Напугали или не напугали – это другой вопрос. Киселев сообщил интересные цифры: как бы ЧВК "Вагнер" получила один триллион 700 миллиардов рублей – это 10 лет содержать всю мирную армию Украины. Они не ушли охранникам, они расползлись по счетам Пригожина.
Елена Рыковцева: Александр, считаете ли вы то, что сейчас находится в Беларуси, достаточной силой, на которую может опереться Александр Лукашенко, и действительно ли его амбиции могут простираться за границы Российской Федерации?
Александр Подрабинек: Я не военный эксперт, мне трудно судить ответственно, но мне кажется, что военную силу вагнеровцев действительно преувеличивают. На самом деле они вряд ли так хорошо подготовлены в военном отношении, как, например, российская армия. Все-таки военное дело требует многолетней подготовки, опыта, традиций. У вагнеровцев этого нет. Это псы войны, они идут туда, где им платят деньги, это не самые квалифицированные военные – мне так кажется. Но при этом, хотя, может быть, и раздут миф об их военной силе, тем не менее, они, наверное, представляют определенную угрозу.
Вагнеровцы могут существовать, покуда их финансируют из госбюджета
Если смотреть на перспективу, дело в том, что по мере деградации государственных институтов в России, по мере того как страна разваливается, экономика разваливается, общество деморализуется, даже незначительная сила может оказаться решающей в схватке за власть. ЧВК – не единственная "вагнеровская", другие частные военные компании тоже есть, там везде свои игроки, все они думают о том, как им завтра оказаться наиболее влиятельными, оказаться у власти и подоить государственный бюджет. Я думаю, что вагнеровцы могут существовать, покуда их финансируют из госбюджета, а не будут им давать деньги и оружие – они никто и ничего не смогут сделать.
Елена Рыковцева: Давайте посмотрим опрос москвичей: согласились бы они жить в одной гостинице с вагнеровцами?
Ваш браузер не поддерживает HTML5
ПРОДОЛЖЕНИЕ ОБСУЖДЕНИЯ СМОТРИТЕ НА ВИДЕО