Международный уголовный суд выдал ордера на арест экс-министра обороны Сергея Шойгу и начальника Генштаба России Валерия Герасимова. Их подозревают в военных преступлениях и преступлениях против человечности. Ордера были выданы, чтобы осложнить "географические перемещения" Шойгу и Герасимова, считает сенатор Андрей Климов. В Госдуму накануне внесли законопроект, который предполагает, что сенаторы и депутаты будут обязаны согласовывать зарубежные поездки. В пояснительной записке к законопроекту говорится, что нормы помогут предотвратить визит депутатов и сенаторов в страны, где есть риск их ареста.
В чём именно подозревают Шойгу и почему в деле экс-министра обороны России нет Бучи? И есть ли шансы на то, что Шойгу и Герасимов окажутся на скамье подсудимых? Попробуем разобраться вместе с юристом-международником Глебом Богушем и политологом Иваном Преображенским.
Пресс-секретарь Путина заявил, что Кремль не признаёт поручения МУС об "аресте" Шойгу и Герасимова и считает их абсурдными. Но в тот же день сенатор Вячеслав Тимченко из комитета по регламенту спускает в Госдуму законопроект, по которому депутаты и сенаторы должны ездить за границу только по согласованию, потому что в странах, где работает Международный суд, некоторых депутатов могут задержать правоохранительные органы "недружественных государств".
Судя по заявлению МУС, Шойгу и Герасимова подозревают в ударах по гражданским объектам в Украине. Пресс-служба пишет, что речь об обстрелах с 10 октября 2022 года по 9 марта 2023-го. Но в условиях войны стороны фиксируют обстрелы каждый день.
Ваш браузер не поддерживает HTML5
Специалист по международному праву Глеб Богуш – о том, почему среди причин выдачи ордеров нет Бучи, одного из самых известных эпизодов войны.
Отрицание обвинений малоубедительно
– Ответ понятен: расследование продолжается. Обвинения, которые предъявляются конкретным лицам, тоже не носят окончательный характер, в будущем они могут быть дополнены, может быть изменена правовая квалификация. Собственно, мы не знаем до конца, что написано в этих ордерах, потому что они являются секретными. Случаи массовых убийств и расправ, безусловно, станут поводом для ордера либо в отношении тех же лиц, либо в отношении других.
Российские власти не могут предоставить никаких убедительных альтернативных версий того, что там произошло. Есть целый ряд расследований, они проводятся в том числе комиссией ООН, с которой Россия тоже не сотрудничает. Отрицание обвинений малоубедительно. Есть вариант предложить свою версию событий, представить ее в суд. Прокурор сказал, что он открыт для сотрудничества, – отмечает Глеб Богуш.
Украинский Центр гражданских свобод и еще несколько организаций (в том числе и российская) отправили прокурору МУС просьбу расследовать и влияние сотрудников российских государственных медиа, которые в соцсетях и с телеэкранов призывают к эскалации военных действий и к ненависти против украинцев.
Ваш браузер не поддерживает HTML5
Продолжает юрист Глеб Богуш.
Тут не только геноцид, но и военные преступления, и преступления против человечности
– Дело в том, что такие заявления сильно осложняют жизнь высшим руководителям РФ. Очень сложно что-то говорить, когда пропагандисты распространяют эти заявления, полностью подтверждающие версию МУС (в частности, в отношении атак на энергетическую инфраструктуру). Да, международное уголовное право не предусматривает ответственность за разжигание ненависти и пропаганду войны, то есть за то, чем они на самом деле занимаются (думаю, не потребуется больших усилий, чтобы это доказать). А вот в национальном праве и Украины, и России эти нормы как раз есть.
Что касается доказательств подстрекательства, тут есть не только геноцид, но и военные преступления, и преступления против человечности. В этом исследовании, результатом которого стало обращение к прокурору, российская агрессивная пропаганда характеризуется как преступление преследования в отношении, в частности, украинцев. В этом исследовании очень важно то, что пропаганда остается в фокусе внимания и истинное лицо этих фигурантов открывается всему миру.
Хорошо уже то, что они беспокоятся. В конце концов, МУС не может вместить всех. На мой взгляд, здесь больше возможностей именно для национальной юстиции, в том числе в рамках универсальной юрисдикции. Здесь можно сделать очень многое, и это не только уголовное наказание: пропагандисты очень боятся санкций, расследований, которые могут вестись в их отношении по целому ряду обвинений.
Истинное лицо российских пропагандистов открывается всему миру
Если говорить об идеальном сценарии, то я вижу суд как раз в России, ведь именно российскому обществу эти люди нанесли максимальный урон. И этот сценарий не такой уж фантастический. Пока в России не будет восстановлена правовая система, мы не будем иметь полноценной системы ответственности за те совершенные преступления, – уверен Глеб Богуш.
Сторонники подозреваемых, которых разыскивает МУС, проводят дни в своей атмосфере: у них "Россия в кольце врагов". И все международные события, ордера МУС в том числе, – это всё часть антироссийского плана. Тем не менее, из их уст звучат и оправдания. Вот так, например, сегодня на Примаковских чтениях министр иностранных дел России объяснил вторжение в Украину.
Ваш браузер не поддерживает HTML5
Кстати, данные союзников Лаврова – это цифры, которые приводит террористическая организация ХАМАС. Но вернёмся к общему посылу министра. Лавров спрашивает: почему им можно, а нам нельзя? Политолог-международник Иван Преображенский – о том, переубеждает ли кого-либо такой аргумент.
Для каждого мафиозного режима они находят свои аргументы
– Они не заинтересованы в том, чтобы кого-то переубеждать. Российские пропагандисты (а Сергей Лавров давно перестал быть дипломатом в чистом виде и превратился в одного из самых высокопоставленных пропагандистов) работают на тех, кто и так хочет услышать подобные заявления, кто уже готов принять российскую точку зрения. Их большая стратегия, которую прорабатывали для Путина и для российского МИДа, по превращению себя в этаких Че Гевар, борцов против колониализма, в том числе против Израиля, западных демократий, направлена на тех, кто и так не разделяет западные ценности. Им удобно увидеть в России, которая на самом деле империя и занимается в чистом виде колониальной политикой, ведет колониальную войну, своего соратника в борьбе с западными демократиями.
– Лавров сравнивает поддержку России с борьбой за интересы своих стран. А чем Россия обеспечит условному Глобальному Югу обещанное процветание в новом прекрасном мире по-лавровски?
Находят общий язык два коррумпированных режима
– Она обеспечит его не всем, потому что Россия в данном случае выступает как коррумпированное мафиозное государство, которое стремится взаимодействовать с другими мафиозными структурами, кланами, государствами в разных точках мира. Буквально сегодня была новость о взаимодействии с Республикой Конго, которой Россия готова помочь модернизировать ее порты, поставить туда вооружения и бывших вагнеровцев, а теперь просто наемников, и таким образом дать возможность государству Конго расширить свое влияние. Они хотят, чтобы через это соседняя Демократическая Республика Конго начала бы взаимодействовать с этой республикой, так как у демократической республики только один выход в море и ей необходима связь с международной торговлей.
За это Россия хочет, чтобы там укоренился российский "Лукойл", построил трубопровод, гнал бы местную нефть на международные рынки, смешивал бы ее с российской и продавал как несанкционную. Здесь находят общий язык два коррумпированных режима.
Вспомним и недавнюю поездку Владимира Путина в Северную Корею: снаряды в обмен на ракетные технологии, которыми та же Северная Корея будет грозить США. Для каждого такого мафиозного режима в разных точках мира они находят свои аргументы. Вопрос в том, чтобы найти союзников так, как Владимир Путин, например, находится в союзнических отношениях с Реджепом Эрдоганом: личная уния двух диктаторов, которые выстроили в своих странах мафиозные режимы. Никаких общих интересов у Турции с Россией практически нет. Там, где кто-то кому-то идет на уступки, либо один, либо другой обязательно сдают национальные интересы, но между собой у них никаких противоречий нет, – считает Иван Преображенский.