Ссылки для упрощенного доступа

Выборы в США

Извиняемся, ничего нет про 15 августа. Смотрите предыдущий контент

вторник 13 августа 2024

Интервью Трампа Маску
Интервью Трампа Маску

В середине июля на съезде республиканцев Дональд Трамп выглядел счастливым и уверенным в грядущей победе. Менее месяца спустя его кампания действует так, будто считает себя проигрывающей. У такого чувства есть основания в опросах, хотя гонка по-прежнему чрезвычайно близкая.

Метафорой происходящего может служить случай на митинге Трампа в Монтане несколько дней назад: перед его выходом собравшихся развлекали музыкальными клипами, и среди них была песня Селин Дион "Мое сердце продолжит биться" к фильму "Титаник" 1997 года. В соцсетях кампанию Трампа немедленно стали сравнивать с тонущим кораблем, а представители Дион опубликовали в твиттере заявление, что не давали разрешения на использование клипа. Заявление заканчивалось словами: "Реально, эта песня?".

Детали

Трамп постоянно воюет с числами: он не верит неблагоприятным для него опросам (как раньше не верила кампания Джо Байдена), оспаривает количество пришедших на митинги Камалы Харрис – массовость его митингов всегда была предметом гордости Трампа и доказательством его популярности.

"Никто не выступал перед толпами большими, чем были у меня", – заявил Трамп недавно на созванной экспромтом пресс-конференции, где он пытался перебить внимание прессы к кампании Харрис. Трамп сравнил свой митинг 6 января 2021 года с речью Мартина Лютера Кинга в 1963 году. (По оценкам, тот митинг Трампа собрал порядка 10 тысяч человек, а речь "У меня есть мечта" слушали четверть миллиона.) На выходных Трамп и вовсе объявил, что фото людей, пришедших встречать Харрис в аэропорт Детройта, – AI-фейк, "там не было никого!" – несмотря на огромное количество свидетельств обратного.

Республиканцы пытаются остановить своего лидера. Кевин Маккарти, бывший спикер Палаты представителей, в понедельник посоветовал Трампу перестать оспаривать размеры митингов Харрис, а начать атаковать ее по сущностным вопросам, вроде инфляции или иммиграционного кризиса.

Республиканский поллстер Франк Лунц заявил, что сама личность Трампа, то, что он не переносит чужой популярности, вредит ему, он был бы успешнее, если бы кампания была о проблемах, а не о личностях.

Общая картина

FT, однако, публикует результаты опроса, из которого следует, что избиратели – впервые! – больше (лишь на процент, но больше) доверяют кандидату демократов в вопросе экономики, чем Трампу. Это связывают с тем, что многие избиратели, прежде недовольные и Байденом, и Трампом, теперь склоняются к Харрис.

Преимущество Харрис над Трампом в опросах продолжает укрепляться. В целом по стране агрегаторы дают ей от +0.4 у RCP до +2.8 у 538 и Нэйта Силвера. (Силвер выглядит более оптимистично для Харрис, в частности потому, что использует опросы с участием Кеннеди-мл., который сейчас отбирает больше голосов у Трампа). И, что важнее, опросы показывают усиление Харрис в колеблющихся штатах. У Силвера ее преимущество в трех штатах на северо-востоке:

  • в Мичигане +3.8,
  • в Висконсине +3.6,
  • в Пенсильвании +1.9.

Это сравнимо с погрешностью опросов, но если Харрис выиграет эти штаты, как и все более "синие", она получит победные 270 голосов в коллегии выборщиков.

Помимо этого, согласно Силверу, Харрис чуть обошла Трампа в двух колеблющихся штатах на юге:

  • Неваде +1.6,
  • Аризоне +0.8,

– это суммарно еще 17 голосов выборщиков, и приблизилась к Трампу в

  • Джорджии -0.7,
  • Северной Каролине -1.3.

Трамп, впрочем, этому не верит и приводит опросы, в которых он впереди, в частности в Пенсильвании и Неваде. А вот, например, средние показатели агрегатора Decision Desk HQ/TheHill.

И для контекста: перед выборами 2020 года опросы показывали преимущество Байдена в 7–8%. В голосовании оно составило лишь 4,5%.

Что дальше

Харрис побила все самые смелые ожидания демократов, многие из которых не очень верили ее способности вести кампанию. Она же вызвала огромную волну энтузиазма, которая не затихает, несмотря на надежды республиканцев. Рейтинг ее одобрения, прежде весьма отрицательный наравне с Байденом, резко исправился – к удивлению социологов. Внимание прессы дарит Харрис мощную бесплатную рекламу (которой в прошлом наслаждался Трамп).

Она не дает больших интервью и пресс-конференций, и, как сказал Politico "человек, близкий к кампании Харрис", у нее нет стимулов менять это сейчас, когда ей удается доносить до избирателя именно то, что ей хочется. Силвер замечает, что обычно на энтузиазме "медового месяца" и интернет-мемах кампанию не пройти, но обычная президентская кампания в США занимает два года, а для Харрис сейчас – лишь три месяца. Впрочем, и демократы, и кампания Харрис осознают, что нужно подготовиться к полемике по ключевым проблемам страны.

В ближайшие дни должна быть представлена экономическая программа Харрис, до конца месяца она обещала дать развернутое интервью и согласилась на дебаты с Трампом в сентябре. Пока она вслед за Трампом пообещала отменить налоги на чаевые в сфере обслуживания.

Апдейт

Минувшей ночью Трамп дал продолжительное интервью Илону Маску на X (прежде Twitter), в котором атаковал Харрис и Байдена в вопросах иммиграции и экономики. Интервью знаменует возвращение Трампа на X (его аккаунт был заморожен после беспорядков 6 января 2021 года, после активирован, но Трамп им не пользовался) – после того, как Маск выразил поддержку его кандидатуре. Из-за технических проблем X интервью началось с большой задержкой.

Спустя две недели после выхода Джо Байдена из президентской гонки положение в ней радикально изменилось. Камала Харрис, ставшая кандидатом демократов, нагнала и даже обошла Дональда Трампа в опросах. Вероятность победы обоих оценивается практически равной.

Детали

По оценкам разных агрегаторов, к началу августа в среднем в общенациональных опросах Харрис обошла Трампа, от 0,5 у RCP до 2,1 у Нэйта Силвера. Это то, о чем демократы мечтали и почти потеряли надежду с Байденом – конкурентные выборы. Но это не победа, это именно чрезвычайно близкая гонка.

4 августа статистическая модель Силвера впервые дала Харрис больше шансов на победу (хотя по сути, конечно, вероятности победы у каждого практически равны) – и это огромный прогресс Харрис, шансы которой против Трампа лишь за несколько дней до этого оценивались как 1 к 2.

Но для победы в коллегии выборщиков, через которую избирают президента США, Харрис нужен еще больший отрыв в общенациональных поллах (как и любому демократу в последних избирательных циклах). Если судить по последним опросам, она, видимо, вернула в игру все колеблющиеся штаты.

Пенсильвания, Висконсин, Мичиган на северо-востоке и Невада, Аризона, Джорджия и Северная Каролина в "солнечном поясе" – всюду разрывы между кандидатами теперь в пределах статистической погрешности. На севере в среднем положение Харрис лучше, чем на юге. То есть по-прежнему для нее наиболее простой путь к победе в президентских выборах – выиграть Пенсильванию, Висконсин, Мичиган, с этими тремя и всеми более надежными "синими" штатами она получит заветные 270 голосов выборщиков.

Борьба за голоса колеблющихся избирателей-центристов в этих штатах, вероятно, ключевая задача обеих кампаний, но пока ни Трамп, ни Харрис, кажется, не смогли максимизировать свои шансы. У обоих показателен выбор кандидатов в вице-президенты. И республиканец Джей Ди Вэнс, и демократ Тим Уолз – политики с северо-востока, и оба, по идее, должны привлекать тамошних избирателей, но оба воспринимаются как апелляция к "базе" своих партий: Вэнс – к самым консервативным республиканцам, Уолз – к левым демократам, "прогрессистам".

Кандидаты в вице-президенты обычно не оказывают влияния на общенациональное голосование, но могут дать около 1–2 процентов в "родных" штатах, и с исключительно статистической точки зрения решение Харрис предпочесть Уолза Джошу Шапиро, губернатору Пенсильвании, очень популярному в том числе среди независимых избирателей, выглядит ошибкой. Было ли это ошибкой на самом деле, выяснится в ноябре. Республиканцы, кажется, выдохнули с облегчением, когда выбор Харрис пал не на Шапиро, но теперь используют это как повод для обвинений демократов в антисемитизме: мол, Харрис пошла на поводу у крайне левого, пропалестински настроенного крыла партии, высказывавшегося против Шапиро. Шапиро на самом деле не отличается существенно от других демократов во взглядах на ближневосточный конфликт. Но правда тут в том, что Уолз – примиряющая кандидатура для разных фракций в партии, это умиротворит тех левых, что были недовольно поддержкой Байденом Израиля. Однако для победы на всеобщих выборах демократам нужны не столько эти левые, сколько центристы из колеблющихся штатов – а Шапиро популярен среди них.

Общая картина

Резкий сдвиг в гонке позади. Харрис официально утверждена кандидатом демократов и выбрала напарника. Впереди настоящая кампания: Харрис/Уолз против Трампа/Вэнса. Начинаются тяжелые будни.

Сейчас динамика – в пользу Харрис. Она резко активизировала "базу" демократической партии. Энтузиазм демократов после ухода Байдена можно оценить через масштабы пожертвований кампании Харрис: утверждается, что она получила 310 миллионов в июле – против 139 у Трампа.

Демократы нашли новую линию атаки на Трампа и Джей Ди Вэнса: вместо угрозы американской демократии их теперь характеризуют как "странных" персонажей из-за их взглядов на социальные проблемы и неочевидных высказываний. Трамп, например, не может удержаться от речей о "покойном великом Ганнибале Лекторе". Вэнс, демонстрируя приверженность семейным ценностям, заявлял, что у родителей с детьми должно быть больше голосов на выборах, чем у бездетных людей, а его прежнее высказывание о "бездетных леди с кошками" вызвало жесткую реакцию и заставило Вэнса оправдываться.

Трамп и Вэнс
Трамп и Вэнс

Республиканцы, в свою очередь, атакуют Харрис и Уолза как ультралибералов, собирающихся проводить в случае победы крайне левую повестку. Кроме того, они возвращаются теперь к ключевым вопросам кампании – экономике и иммиграционному кризису. Новые данные о росте безработицы и падение фондовых рынков в последние дни дают республиканцам новые аргументы. Трамп традиционно комментирует поведение рынков: если они падают – это вина демократов, если они растут – это его заслуга (мол, рынки ожидают его победы).

Что дальше

Демократам предстоит провести предвыборный съезд. Это формальность, Харрис уже утверждена, но в обычных условиях он может дать небольшой скачок популярности кандидату, впрочем, потом обычно сходящий на нет.

Неясен вопрос с дебатами. Трамп, кажется, пытался избежать встречи с Харрис и предложил перенести запланированные дебаты с ABC на Fox. Харрис заявила, что появится на ABC. Нежелание кандидатов проводить дебаты выглядит слабостью. И в отношении Харрис все чаще звучит критика, что после своего де-факто утверждения кандидатов в демократы она не дала ни значительных интервью, ни больших пресс-конференций, выступая только с подготовленными речами и заявлениями.

Загрузить еще

Дональд Трамп победил на выборах президента США - после экстраординарной избирательной кампании:

  • Трамп был признан виновным в уголовном преступлении.
  • На необычайно ранних дебатах Джо Байден потерпел поражение, подтвердив мнение большинства избирателей, что он слишком стар для нового срока.
  • На Трампа было совершено покушение во время его предвыборного митинга. Он чудом остался жив.
  • Байден объявил о выходе из кампании. Демократическая партия объединилась вокруг вице-президента Камалы Харрис.
  • Секретная служба предотвратила новое покушение на Трампа.
  • Трамп одержал убедительную победу и в коллегии выборщиков, и в общенациональном голосовании, и 20 января 2025 года возвращается в Белый дом.

Подписывайтесь на наш твиттер Кокус-и-Праймери!

XS
SM
MD
LG