Ссылки для упрощенного доступа

Российские политики выступили с осуждением нападения на верующих в московской синагоге


Программу ведет Михаил Фролов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Карэн Агамиров.

Михаил Фролов: Российские политики выступили с осуждением нападения на верующих, произошедшего в минувшую среду в московской синагоге на Большой Бронной, а спикер Госдумы Борис Грызлов заявил о возможности ужесточения законодательства, регулирующего борьбу с ксенофобией. Нападение, напомню, произошло вчера вечером. Во время богослужения в молельный зал ворвался вооруженный ножом преступник и ранил восемь человек, среди которых были несколько иностранных граждан. Нападавший Александр Копцев был задержан на месте. Четверо пострадавших до сих пор остаются в больницах.

Карэн Агамиров: Руководитель организации «Черная сотня» Александр Штильмарк рассуждает...

Александр Штильмарк: Есть два варианта. Скорее всего, это действительно человек психически неуравновешенный, возможно, после белой горячки, то есть во время белой горячки. Потому что, как я поговорил с врачами-наркологами, очень часто бывает так: человек пьет-пьет праздники - неделю или сколько, и белая горячка начинается не сразу, а через какое-то время, обычно, говорят, как раз дня три на это дело и хватает. Это первый вариант. Это еще не самый страшный вариант. Хуже, если это провокация каких-либо спецслужб, вроде той, которая была перед принятием закона об экстремизме, когда у нас везде висели плакаты "Смерть жидам". Явно такое впечатление, как будто перед законом об экстремизме весь народ кинулся рисовать эти плакаты, и такое впечатление, как будто это была такая народная забава. Буквально каждый день такие плакаты рисовали. Если это так, это будет хуже. Значит, ожидать надо будет каких-то таких репрессий от властей, пусть не прямых репрессий, но, скажем так, ужесточения режима. Я не называю конкретную спецслужбу, потому что, с точки зрения патриота, самый большой подарок своим врагам можно сделать, только напав на синагогу или избив раввина, или еще что-нибудь такое сделать, потому что это такое вопиющее дело, которое сразу же дает огромные козыри противоположной стороне.

Карэн Агамиров: Скажите, пожалуйста, как удалось ему проникнуть туда?

Александр Штильмарк: Вот это меня и смутило, вот это меня больше всего смутило. Дело в том, что я хожу в поликлинику прямо напротив вот этой синагоги. Я видел, там очень серьезная охрана, причем даже иногда внешняя. Почему человек явно нееврейской наружности, лысый... Во всяком случае, его надо было хотя бы спросить: куда ты идешь, в чем дело?

Карэн Агамиров: Руководитель департамента общественных связей Федерации еврейских общин России Борух Горин заявил: нападение на прихожан в столичной синагоге стало «логическим завершением бездействия общества и отсутствия реакции на видимый подъем фашизма в стране».

Александр Штильмарк: Вот я о том самом и говорю. И если такие заявления появляются, значит, скорее всего, это провокация. К фашистам сейчас можно причислить всех. Это движение "Наши" к фашистам и коммунистов приписало, и кого угодно. Сейчас легко назвать любого человека фашистом, сделать ярлык - и, пожалуйста, можно творить с ним все, что угодно. Он же фашист - и все, и разговоров нет.

Карэн Агамиров: Вы возглавляете организацию под названием "Черная сотня". Ее тоже относят к фашистским?

Александр Штильмарк: Психически здоровые люди, разумеется, нет, потому что возглавлял ее до революции Иоанн Кронштадтский, был духовником, и целый сонм святых входили туда, около 500 святых. То есть у нас нет идеи избранной нации, мы не говорим, что русские - самые лучшие, самые красивые и так далее.

Карэн Агамиров: В ваших программных заявлениях антисемитизм присутствует?

Александр Штильмарк: Нет, не антисемитизм, скажем так, а антисионизм, если считать его в таком... Это очень серьезный вопрос, не телефонный разговор. Мы антисионисты, вот в этом смысле. Или, скажем так, воинствующий какой-то иудаизм, еврейский фашизм, может, этот термин подойдет. Вот против этого.

Карэн Агамиров: А репрессий по отношению к вашей организации вы не ожидаете после этого события?

Александр Штильмарк: Я надеюсь, что у властей все-таки хватит мозгов, чтобы этого не было.

Карэн Агамиров: Сочувствие, соболезнования пострадавшим вы выражаете?

Александр Штильмарк: Ну, конечно. Несмотря на то, что я категорически их взгляды не разделяю, но когда людей режут, это безобразие.

Карэн Агамиров: Подытожил руководитель организации «Черная сотня» Александр Штильмарк.

Президенту информационно-исследовательского Центра «Панорама» Владимиру Прибыловскому...

Владимир Прибыловский: Понятно, что человек, как минимум, неуравновешенный ворвался в синагогу и стал резать людей. У меня никаких сомнений, что человека признают психически ненормальным, посадят полечиться на какое-то время.

Карэн Агамиров: Прибыловский при этом не исключает...

Владимир Прибыловский: Спецслужбы могут использовать любой случай, в том числе и такой, себе на пользу. При этом репрессии могут начаться против того, против кого им выгодно в настоящий момент, хоть против национал-патриотов, хоть против демократов. Раз такой хаос в стране, значит, нужен порядок, а ради порядка надо всех мочить. Я вчера разговаривал с несколькими деятелями национал-патриотического движения разной степени умеренности, у них вот это беспокойство присутствует. Вообще, я считаю, что основная причина таких поступков (ярость неуравновешенных людей катализируется в расово-национальном направлении) - это общий рост ксенофобии в стране, и тут даже дело не столько в экстремистской литературе, сколько, например, в войне в Чечне, вернее, войне не в Чечне уже, а на всем Северном Кавказе. Казалось бы, где он, этот Северный Кавказ и где евреи? Но дело в том, что начинают ненавидеть всех инородцев, а нападают на наиболее беззащитных, как-то негров, таджиков, евреев. Как раз на северокавказцев, которые сплоченные и могут дать отпор, их ненавидят больше всего, а нападают на них реже.

Карэн Агамиров: Такую взаимосвязь вы усматриваете?

Владимир Прибыловский: Да.

Карэн Агамиров: И кто же в этом виноват?

Владимир Прибыловский: Как всегда, власть. Вообще, когда по телевизору по Первому каналу милицейский начальник начинает подчеркивать, что у нас все банды сформированы по этническому признаку, что самые жестокие банды - это кавказцы, что большинство преступлений совершают инородцы в Москве, это уже действует очень сильно.

Карэн Агамиров: Но при этом президент Путин всячески подчеркивает... Ведь неоднократно он заявлял о необходимости борьбы и с антисемитизмом, и в то же время он говорит о патриотизме.

Владимир Прибыловский: Действия-то не соответствуют словам.

Карэн Агамиров: Сожалеет президент информационно-исследовательского Центра «Панорама» Владимир Прибыловский.

Атака на столичную синагогу: причины и следствия.

XS
SM
MD
LG