Фьючерсы по американской смеси Light Sweet на ночных торгах подорожали до 66,31 долларов за баррель, побив свой собственный рекорд за три с половиной месяца. А североморская Brent достигла максимального уровня четырехмесячной давности. На Tокийской товарной бирже официальная цена нефтяного эталона Ближнего Востока Middle East crude oil сегодня поднялась на 2,8%. А стоимость другого эталона - «корзины ОПЕК» впервые с начала октября прошлого года превысила отметку 58 долларов за баррель.
Одновременное и довольно существенное подорожание «черного золота» аналитики связывают с неприятными новостями из Нигерии, которая является крупнейшим производителем нефти в Африке и восьмым по объемам мировым экспортером этого топлива. По мнению экспертов, активизировавшиеся в стране экстремисты угрожают работающим в Нигерии иностранным нефтяным компаниям. Первой под их удар попала крупнейшая Royal Dutch Shell. Боевики захватили 4 заложников из числа иностранных рабочих и руководство компании спешно эвакуирует своих сотрудников из дельты Нигера.
Однако еще большие опасения вызывает у аналитиков и рынка ситуация вокруг «ядерного досье» другого крупного поставщика нефти - Ирана. Как известно, если ЕС, США, Россия и Китай не сможет договориться о мерах сдерживания атомных исследований Тегерана, то этим вопросом займется Совет Безопасности ООН. И как следствие, против Ирана могут ввести экономические санкции.
Официальные представители руководства Ирана уже предупредили, что любые экономические препоны против страны приведут к падению нефтяного экспорта. Впрочем, по оценкам некоторых экспертов, ситуация с дефицитом нефтепродуктов может разрешиться благоприятно, если Китай снизит свои нефтяные потребности.
Корреспондент «Радио Свобода» в Вашингтоне Аллан Давыдов попросил прокомментировать так называемый «китайский феномен» аналитика Вашингтонского института Катона Питера Ван Дорена:
«История не совсем ясная», - считает эксперт. – «Но, думаю, все дело в том, что в последний год система электроснабжения в Китае стала надежнее. Китайские производители, столкнувшись с огромным спросом на свои товары, отказываются от небольших дизельных электрогенераторов и все увереннее переходят на сетевое централизованное электроснабжение. Это, в свою очередь, сократило потребности в дизельном топливе на мировом рынке. Думаю, что завышенные нефтяные потребности Китая в последние годы были продиктованы именно этим обстоятельством, нежели спросом на автомобильный бензин».