Птицы во всем мире болеют разновидностями птичьего гриппа на протяжении миллионов лет. Периодически вирусы скрещиваются, мутируют, возникают новые, иногда опасные для человека разновидности заболевания. Такая ситуация сложилась и сегодня с возникновением H5N1.
«Когда мы проанализировали все гены, оказалось, что вирус, во-первых, обладает высочайшим патогенным потенциалом, он способен размножаться в клетках млекопитающих, способен блокировать защитные системы организма. Когда мы выделяем вирус от больной птицы, эта птица нафарширована вирусом, он есть во всех органах, во всех тканях. Это очень опасный вирус и для птиц, и для человека», - рассказывает директор Института вирусологии Дмитрий Львов.
Главный распространитель вируса птичьего гриппа - это дикие перелетные птицы: гуси, лебеди, утки. По мнению Дмитрия Львова, наибольшая опасность распространения H5N1 этой весной придется на южные регионы России.
Специализированные предприятия в России уже производят вакцину для прививания кур от заболевания птичьим гриппом.
Говорить о том, что подготовлена вакцина для человека рано, считает Дмитрий Львов: «Мы не знаем, какой пандемический штамм вызовет заболеваемость людей. Поэтому заранее вакцину сделать просто нельзя. Можно налаживать производство, освобождать производственные мощности, чтобы это заняло гораздо меньше времени, необходимо, подыскать такое место, где можно работать с этим высокопатогенным штаммом. Наверное, такие места есть. И после этого тогда уже делать вакцину, которая будет защищать».
По мнению ученого, вакцина для людей сможет быть разработана не раньше, чем через полгода после начала пандемии гриппа птиц. Известно, что вирус чувствителен к уже разработанным противовирусным препаратам, в частности к Ремантадину.
«Есть одна только хорошая новость - вирус чувствителен к Ремантадину, - говорит Дмитрий Львов. - Когда мы изучили все те противовирусные препараты, которые есть в аптеках, они очень хорошо подавляют размножение, все из них, одни чуть лучше, другие чуть хуже, но особенно Ремантадин, это относительно дешевый медикамент. Поэтому в первые полгода, когда возникнет пандемия, вакцины не будет, надо спасать людей. Так вот надо иметь стратегические запасы этих противовирусных препаратов. В Америке они накоплены примерно на треть населения, для защиты примерно 100 миллионов человек. У нас нет сейчас производства этих препаратов. Арбидол производится в Израиле, Ремантадин в Китае, Торифлю в Швейцарии, в Америке и все. Кто нам будет их продавать, если нет стратегических запасов? Они должны быть».
По мнению Дмитрия Львова, уже сегодня надо готовиться к птичьему гриппу. Для этого надо решить целый ряд задач. Во-первых, необходимо проводить мониторинг для того чтобы знать, когда, где появится вирус и среди птиц, и среди людей. Во-вторых, иметь стратегические запасы противовирусных препаратов. В-третьих, быть готовыми к производству большого количества вакцины из актуального штамма. В-четвертых, необходимо иметь возможность развернуть сотни тысяч коек, палат интенсивной терапии, с необходимым набором инструментария и медикаментов для того, чтобы спасать людей.
На сегодняшний день зафиксированы случаи, когда вирус птичьего гриппа передавался исключительно от птицы к человеку. В случае если H5N1 мутирует и сможет передаваться от человека к человеку, это приведет к многомиллионным жертвам.