Дебаты жюри присяжных по вынесению вердикта признанному причастным к заговору 11 сентября Закарии Мусауи продолжаются. Дело рассматривает федеральный суд в городе Александрия, штат Вирджиния, рядом с американской столицей.
Четвертый день совещания судебного жюри не принес новых результатов. Присяжные – девять мужчин и трое женщин – потратили на рассмотрение окончательного вердикта Мусауи почти 22 часа, но так и не решили, чего заслуживает 37-летний французский гражданин марокканского происхождения – смертной казни или пожизненного заключения.
Судья Леония Бринкема, выведенная из себя попытками одного из присяжных привлечь дополнительные источники для самостоятельного прояснения юридической терминологии, в пятницу сделала на сей счет членам жюри строгое замечание. Ранее на этой неделе судья отвергла просьбу присяжного позволить ему заглянуть в толковый словарь Уэбстера, чтобы уточнить понятие «отягчающего обстоятельства». Судья предупредила членов жюри, что любое наведение справок в отношении данного дела – в печатных изданиях или в Интернете – является нарушением судебной процедуры.
Мусауи, схваченный на территории США незадолго до 11 сентября 2001 года, признался, что должен был угнать в тот день пятый самолет с целью теракта. Он может быть приговорен к смерти за соучастие в заговоре лишь в том случае, если жюри единогласно сочтет, что его преступления включают хотя бы одно из трех определяемых федеральным законодательством основных видов отягчающих обстоятельств. Если таковое будет установлено, тогда жюри перед вынесением приговора должно рассмотреть смягчающие обстоятельства, представленные защитой подсудимого.
Хотя приговор должен ответить лишь на один вопрос – казнить или оставить Мусауи до конца жизни за решеткой, – присяжным следует заполнить специальный вердиктный вопросник на 42 страницах. Каждый из нескольких десятков вопросов представляет собой изощренную головоломку на предмет того, что обвиняемый за человек, какие действия он совершил и какого наказания заслуживает.
Закария Мусауи на суде сказал, что Ричард Рид, арестованный при попытке сесть в самолет с бомбой в собственном ботинке, был соучастником заговора 11 сентября. Однако обвинение признало это утверждение недоказанным. Данный факт защита попыталась присовокупить к заключению двоих психиатров, считающих, что Мусауи – параноидальный шизофреник. По мнению бывшего прокурора Питера Уайта, это обстоятельство может повлиять на решение присяжных: «Показания психиатров могут сыграть очень важную роль. Эти специалисты пользуются большим доверием и авторитетом. Если их заключение убедит хотя бы одного присяжного в необходимости сохранить подсудимому жизнь, – это станет победой защиты, и Мусауи избежит смертного приговора.
Ранее защитник обвиняемого Джералд Зеркин просил присяжных проявить твердость и не поддаваться эмоциям, вызванным показом в зале суда жутких видеокадров терактов 11 сентября. Адвокат назвал своего подзащитного настоящей карикатурой на террориста «Аль-Каиды» и заявил, что казнь Мусауи придаст ему ореол мученика в глазах других террористов. Родственница одной из жертв 11 сентября Розмари Диллард категорически возражает. Она с негодованием вспоминает, как Мусауи в зале суда глумился над памятью жертв терактов. «Нет, смертный приговор сделает его не мучеником, - утверждает она, - а просто мертвым человеком, который был мусульманином».
Совещание жюри присяжных по вынесению приговора Закарии Мусауи продолжится в понедельник.