Одним из основных условий вступления России во Всемирную торговую организацию остается вопрос защиты интеллектуальной собственности и борьба с пиратской продукцией. Эту проблему, наряду с основными темами встречи президентов России, США и других стран, планируют обсудить на встрече «большой восьмерки», которая пройдет в конце недели в Санкт-Петербурге. В США неоднократно давали понять, что пиратство мешает России вступить в ВТО.
Между тем, как рассказали накануне на пресс-конференции в Москве, в нынешнем году в ходе операции «Контрафакт» в России приостановлена деятельность еще 230 подпольных цехов, которые занимались в основном производством поддельных DVD-, CD-дисков и программного обеспечения. По мнению экспертов, чтобы истребить пиратство России осталось внести в свое законодательство некоторые поправки. С этим согласен руководитель комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников.
«Мы как раз предусматриваем упорядочить законодательство в сфере интеллектуальной собственности. Здесь у нас будет не только авторское право, но и право на промышленную собственность, на товарные знаки, на доменное имя, на коллективное управление интеллектуальной собственностью. В общем-то, после бюджета в Государственной Думе четвертая часть - это будет самый крупный закон, я думаю, что четвертая часть - это будет самый такой глобальный законопроект».
Однако есть и другое мнение. По словам руководителя Института проблем глобализации Михаила Делягина, в России как таковой борьбы с пиратами не будет. Продолжатся акции по уничтожению контрафакта и поддельной продукции, но они буду носить скорее показательный характер:
«Все требования достаточно размытые. Я думаю, что нам будет достаточно несколько раз в год давить контрафактные CD бульдозерами, как это делают в Китае, чтобы изобразить достаточно действенную или, по крайней мере, достаточную для американцев борьбу за интеллектуальную собственность. Принципиально важно, чтобы эти требования не были восприняты российским руководством всерьез, потому что в этом случае это означает не борьбу, а защиту нашей интеллектуальной собственности, которую американцы не защищают и, по всей видимости, защищать всерьез не будут. А это будет означать подчинение России глобальным монополиям, которые извлекают совершенно безумные сверхприбыли, и потерю денег, а вместе с ней и утрату значительной части конкурентоспособности. Но в рамках присоединения к ВТО, которое является довольно формальным процессом, мы имеем все возможности для того, чтобы бороться с контрафактной продукцией, не нанося неприемлемого ущерба российской экономике».
Для вступления во Всемирную торговую организацию России сегодня не хватает только голоса Соединенных Штатов. Экономическая формула для вступления в ВТО уже найдена. Каждая из двух сторон делает друг для друга две уступки. Россия снимает с семилетним переходным периодом все ограничения доступа на страховой рынок зарубежного капитала и сокращает требования по возможной государственной поддержке агропромышленного производства. В свою очередь США сняли требование об открытии в России филиалов зарубежных банков и согласились растянуть по времени работу по защите интеллектуальной собственности в России, не требуя принятия немедленных мер. После данных обязательств и выступления Владимира Путина на форуме «Гражданская восьмерка», вступление в ВТО выглядит более чем реально, считает Михаил Делягин.
«Сейчас, после довольно жесткого заявления Путина о том, что если нас не примут в ВТО, то мы откажемся выполнять обязательства, уже ранее взятые на себя в рамках переговоров с ВТО, в этих условиях вероятность того, что нас в ВТО примут, существенно повысилась. Более того, американцы увидели, что дальнейший торг может привести просто к срыву уже достигнутых ими побед. Кроме того, нефтедоллары делают Россию значительно более стратегически влиятельной, чем еще совсем недавно, и американцы понимают, что придется идти на какие-то уступки. Они с огромным удовольствием пойдут на уступки в присоединении России к ВТО, потому что это та уступка, которая на самом деле значительно более выгодна США, чем России. Якобы по форме уступая нам, они на самом деле очень сильно выигрывают сами».
Россия сегодня может перенять опыт борьбы с пиратами у зарубежных государств. Один из самых жестких законов против этого явления принят в США. Акт о семейном просмотре и авторских правах, принятый в прошлом году, предусматривает тюремное заключение сроком до шести лет за съемку в кинотеатре. 10 лет могут присудить за изготовление пиратских копий для продажи. Создана группа прокуроров, которая специализируется на подобных преступлениях. С 2003 года введен запрет на рассылку членам академии искусств кассет и дисков с фильмами, выдвинутыми на премию «Оскар», а в телесигнал введен код для защиты от записи.
В России за прошлый год органами внутренних дел в сфере оборота объектов интеллектуальной собственности проведена проверка более 90 тысяч предприятий. Приостановлена деятельность 350, выпускавших контрафактную продукцию, возбуждено 5 тысяч уголовных дел.