Ссылки для упрощенного доступа

"С папой была война..."


Российские дети всё чаще становятся жертвами насилия и в приемных, и в родных семьях
Российские дети всё чаще становятся жертвами насилия и в приемных, и в родных семьях
В селе Кривошеино Томской области завершен длительный процесс по делу о жестоком обращении с приемным ребенком. Отца, посадившего пятилетнюю дочь на раскаленную печь, приговорили к 200 часам исправительных работ.

В Кривошеинском районе судебный процесс называют прецедентным: это первый случай, когда приемных родителей осудили за жестокое обращение с ребенком. Впрочем, и по России в целом такие приговоры весьма редки.

Сестры Влада и Алена жили в деревне Пудовка в приемной семье Радевичей несколько лет. О том, что дома детей серьезно наказывают за малейшие проступки, не догадывался никто – ни соседи, ни учителя, ни воспитатели. Семья была на хорошем счету и всегда производила приятное впечатление. Первыми тревогу забили воспитатели в детском саду, когда пятилетняя Алена пришла в сад с ожогом.

Как рассказывает воспитатель Екатерина Волкова, девочка вела себя нормально. "Она никогда не жаловалась, мол, что-то дома у нее было, или еще что-то. Бывает, замечали, что приходит она с синяком на лице. "Что такое?" "С папой была война". А потом этот ожог у нее."

До этого случая Алена как-то пришла в детский сад со сломанной ключицей, но родители даже не обратились за медицинской помощью. Все подробности того, как в семье Радевичей воспитывали детей, стали известны позже, когда в Пудовку приехали представители органов опеки из районного центра. Выяснилось, что детей регулярно избивают. Старшая, Влада, рассказала, как и за что их наказывали мама и папа:

- За дневник мне больше попадало.

- За плохие оценки?

- Да.

- А как отец вас бил?

- Сначала он нас ладошкой бил, потом ремнем, потом уже кипятильником.

Младшая Алена, которой недавно исполнилось 6 лет, – жизнерадостная и активная девочка. Хорошо рисует, сейчас начала ходить в танцевальный кружок. Историю о том, как папа Андрей посадил ее на печку, девочка рассказывает коротко:

- Я с улицы пришла, сапоги на трубу поставила. Печка же была горячая. Я поставила - он меня посадил.

- А он сказал тебе, почему он это сделал?

- Нет. Он вообще ничего не говорил, просто посадил и все.

Сейчас сестры живут в новой приемной семье Романовых, в деревне Моряковка. Говорят, им нравится. Нынешние опекуны стараются прошлое не вспоминать, хотя, говорит Татьяна Романова, дети сами пока не могут забыть того, что было:

- Я у них не расспрашивала, они сами все по порядку рассказали... Побегают, побегают - потом через день, через два, через месяц что-то вспоминают.

Сестер Алену и Владу из приемной семьи Радевичей забрали, как только стали известны факты побоев. Наталья Скворцова, старший специалист отдела опеки Кривошеинского района, говорит, что в ходе следствия приемные родители своей вины так и не признали. Хотя того, что наказывали детей, тоже не скрывали:

- В ходе дознания и следственных мероприятий обнаружилось, что детей систематически наказывали буквально за все - за двойки, за какую-то ложь незначительную, за плохое поведение, то есть это была такая обычная мера наказания. Более того, сам отец сначала и не понял, в чем он виноват, а дети родителей защищали, они в таком возрасте находятся сейчас, что готовы все простить.

Андрей Радевич, бывший приемный отец Влады и Алены, общаться с журналистами отказался. А вот его жена Виктория по телефону объяснила позицию семьи:

- Наказать, допустим, за оценки, поругать - это естественно. Я могу так объяснить, что нужно заниматься. Ну, бить кипятильником... Я почему-то думаю, что большую роль играет зависть, что мы получали деньги, начали покупать что-то в дом, что-то для детей, куда-то выезжать. Больше я ничего не знаю.

Судебный процесс по этому делу длился около года. Несколько раз менялись статьи обвинения. В итоге, приемного отца Андрея Радевича за то, что он посадил на печь свою пятилетнюю дочь, осудили по статье "Легкое причинение вреда здоровью" и приговорили к 200 часам исправительных работ. Прокуратура с таким решением суда категорически не согласна, заявил прокурор Кривошеинского района Анатолий Ужаченко:

- Он не только посадил Алену на печку. Она получила травму ключицы, у нее синяки и ссадины на лице и теле. В настоящий момент точки над "и" не расставлены. Я считаю, что приговор вынесен необоснованно, поэтому мне уже поручено разобраться.

В районном отделе опеки не скрывают недовольства приговором - но рады, что хотя бы одно дело доведено до суда. Ведь случаи жестокого обращения с приемными детьми бывали и раньше, а приговор по такому делу вынесен впервые.
XS
SM
MD
LG