Ссылки для упрощенного доступа

Пираты - это не то, что вы думали


Логотип международной пиратской партии
Логотип международной пиратской партии
Представители 22 партий из разных стран, называющих себя "пиратскими", провели в Брюсселе конференцию, итогом которой стало официальное учреждение международной федерации PPI – Международной пиратской партии.

Выступая на конференции, депутат Европейского парламента от шведской пиратской партии Кристиан Энгстрём заявил, что международное сотрудничество пиратских партий необходимо для распространения в мире их передовых идей.

Пиратские партии существуют в более чем 40 странах мира. Съехаться на конференцию в Брюссель некоторым помешало извержение исландского вулкана. А у кого-то просто не нашлось достаточных средств на билет. Чтобы дать им возможность выступить и проголосовать за пиратский Интернационал, организаторы встречи устроили видеомосты. Но форум и без того получился достаточно представительным. На него прибыли даже делегаты из Бразилии и России.

Одним из ведущих организаторов конференции по международному объединению этого движения была Бельгийская пиратская партия. Вот что рассказала Радио Свобода ее генеральный секретарь, лингвист Моника Корнацка:

– У нас люди из разных языковых сообществ: жители Брюсселя, Фландрии, Валлонии... Поэтому мы считаем себя федеральной партией. Для нас важно представлять разные слои общества. У нас у самих разное происхождение. Юрген Рато, сопредседатель партии, – единственный коренной бельгиец и представитель сразу фламандской и франкоязычной культур. Второй сопредседатель, Маруан – марроканец. А я полька. Как видите, мы представляем сегодняшнюю Бельгию.

На вопрос о социальном составе партии ответил Юрген Рато:

– Наше движение часто воспринимается как движение интеллектуалов из академической университетской среды. Это и правда, и неправда. В движении есть академическая интеллигенция, но отнюдь не она одна формирует партию. Есть и рабочие. Но среди нас вы найдете и тех, у кого вообще нет никакой квалификации. Этих людей сближают информационные технологии. На этом основании нас порой считают партией информационщиков. Но недавняя международная конференция очень убедительно показала, что это не так. В нашем движении есть художники, представители творческих профессий, люди из мира юриспруденции, философы, социологи, математики. Но у всех есть общий интерес: обмен информацией, то есть знаниями.

– Вы выступаете против монополии на интеллектуальную собственность и хотите отменить авторское право?

– Все гораздо сложнее. Нужно определиться в отношении того, что называть интеллектуальной собственностью. Самим этим понятием сегодня манипулируют. Интеллектуальная собственность – это теперь знамя, которым прикрывают ряд разных категорий: авторские права, патенты, копирайт и другое. Это все надо разделять. А затем со всей очевидностью встает вопрос о том, что эта система должна быть целиком пересмотрена. Например, нужны иные подходы к копирайту. Мы не против копирайта. Когда мы открываем бутылку кока-колы, хотелось бы быть уверенными, что это именно кока-кола, а не яд. Но ряд специфических вопросов, связанных с соответствующими законами и тем, что они защищают, сегодня извращены с целью превратить их в дополнительный рычаг власти и эксплуатации. Главный пункт, который мы хотим обсуждать, - это пересмотр баланса общественного и частного интереса во имя блага людей, в целях развития образования и распространения информации, для открытия пути творчеству, изобретательству и продвижению общества вперед, – сказал Юрген Рато.

В нашем обществе принято считать пиратами тех ребят, которые бесплатно скачивают из Интернета музыку и фильмы. Но у Моники Корнацкой иное мнение:

– Пираты – это не только те, кто незаконно скачивает из Интернета информацию. Мы себя называем пиратами в ироническом смысле. Мы подвергаем сомнению многое в ныне существующем общественном устройстве. Мы пираты в плане несогласия со многими вещами: несогласия с интеллектуальной собственностью, с порядком доступа к культурным ценностям и особенно к информации. Живя в обществе, нельзя существовать по указке корпораций, навязывающих нам, что думать, что читать, что слушать.

Юрген Рато дополняет:

– Сегодня мы живем в виртуальном финансовом обществе, которое занимается только скупкой лицензий, патентов и копирайтов, чтобы закрепить права кого угодно на что угодно. И здесь возникают серьезные проблемы, потому что со всем тем, что сегодня запатентовано и лицензировано или служит предметом авторского права, дальше нельзя ничего делать, так как все время рискуешь нарваться на судебный процесс. А с другой стороны, это становится средством для корпораций обирать творцов, авторов. Потому что, даже обладая хорошей идеей, автор противостоит такой структуре, такой машине, что не сможет получить выгоду от своей идеи, если ее не продаст, не выпустит из своих рук. И что при такой системе происходит с творцом? Он всегда в проигрыше. Либо он продает созданное этим финансовым группам, либо из его идеи вовсе ничего не получится. То есть, мы наблюдаем тормозящий эффект частного интереса в развитии интереса общественного.

Это вредно для того огромного социального и экологического вызова, перед которым стоит современное общество. И мы говорим: надо действовать немедленно и быстро, чтобы позволить демократической системе перестроиться. Нельзя допустить ситуацию, когда дюжина семей станет владеть всем на Земле.

– Выходит, вы на свой лад боретесь за социальные права? Вам не кажется, что в чем-то вы перекликаетесь с анархистами?

– Нужно оставаться реалистами. Некоторые формы созидания и инноваций сегодня не могли бы быть реализованы без участия корпоративных структур и тех средств, которые они могут обеспечить. Например, всё, что касается аэрокосмической промышленности. Ясно, что три приятеля в своем гараже не смогут создать ничего подобного. Нужно стараться не выплеснуть ребенка вместе с водой. Мы подчеркиваем: мы не справа, не слева. Своего рода либертарианство. С другой стороны, должен признать, что нас можно считать близкими к тем течениям, которые называют анархокапитализмом, – заключил Юрген Рато.

Юрген и Моника пояснили, что пиратское движение избегает примыкать к существовавшим ранее политическим доктринам, особенно к тем, которые претендуют на знание всех ответов. Пираты выступают против вертикальных моделей общественного устройства, которые разделяют людей и дают преимущества олигархическим кланам. В планы бельгийской пиратской партии входит подготовка к общенациональным выборам 2011 года, если их не сорвет сегодняшний правительственный кризис. Главным пунктом их программы станет поступательное и ощутимое увеличение госбюджета на науку, инновации, образование, культуру и искусство, чтобы модернизировать общество, превратив его в общество знаний и творчества.
XS
SM
MD
LG