Ссылки для упрощенного доступа

Экономисты Максим Петроневич и Владимир Тихомиров – о возможной девальвации рубля


Российский рубль должен быть готов к серьезным испытаниям
Российский рубль должен быть готов к серьезным испытаниям
Ровно 2 года назад, 15 сентября 2008-го, объявление о банкротстве одного из крупнейших инвестиционных банков США – Lehman Brothers – стало кульминацией назревавшего глобального финансового кризиса. В России он привел не только к резкому сокращению объемов экономики, но и значительной девальвации рубля.

Сегодня некоторые российские эксперты не исключают возможности нового снижения курса национальной валюты.

Стремительный рост импорта на фоне мало меняющегося экспорта, в сочетании с предстоящими в декабре российским компаниям и банкам крупными выплатами по внешнему долгу, может привести к тому, что новая, плавная девальвация рубля станет неизбежной. Такой прогноз представили в очередном обзоре эксперты исследовательского "Центра развития" Высшей школы экономики.

Речь идет, в частности, о сокращении в России положительного сальдо счета текущих операций, которое представляет собой, по сути, разницу между текущими спросом и предложением на российском валютном рынке:

– Если счет текущих операций больше нуля, это означает, что на валютном рынке предложение валюты превышает спрос на нее. При прочих равных условиях это благоприятствует укреплению рубля. Обратная ситуация способствует ослаблению рубля. И в принципе, по нашим оценкам, если дефицит счета текущих операций приближается к отметке 2-3 миллиарда рублей в месяц, то это мощный сигнал к девальвации рубля, – отмечает сотрудник "Центра развития" Максим Петроневич.

На фоне мирового финансового кризиса и временной девальвации рубля в конце 2008-го и в начале 2009 года объемы импорта в Россию сократились на треть. При этом постепенно росли цены на нефть. Сочетание двух факторов и привело к значительному росту сальдо счета текущих операций в России. Но уже с осени 2009 года импорт вновь начал расти, тогда как объемы российского экспорта, вслед за ценами на нефть, меняются мало. И сальдо счета вновь стало сокращаться.

Говорит Максим Петроневич:

– Максимальная разница между объемами экспорта и импорта наблюдалась в России в начале года – порядка 15 миллиардов долларов в месяц. Но уже в июле-августе она уменьшилась до 11-11,5 миллиарда долларов. Соответственно, в отсутствие каких-либо предпосылок ускорения роста объемов экспорта и при текущей динамике объемов импорта, мы прогнозируем, что объем сальдо торгового баланса и объем сальдо текущих операций будет столь же стремительно падать. К концу году разница между экспортом и импортом вполне может сократиться до 8-9 миллиардов долларов в месяц, а сальдо текущих операций в целом – до 2-3 миллиардов долларов. Именно сокращение регулярного поступления долларов в страну, причем – на фоне предстоящих рекордных выплат по внешнему долгу, и вызывает некоторые опасения экономистов.

В декабре российским компаниям и банкам, а также государству, предстоит выплатить в целом 15,8 миллардов долларов в счет текущего обслуживания накопленного внешнего долга. Но выплаты в июне были почти такими же – 15,4 миллиардов долларов, и влияния на курс рубля не оказали. Максим Петроневич полагает, что тогда сам фон был достаточно благоприятным:

– Сальдо торгового баланса составляло порядка 12,5 миллиарда долларов. А к концу года мы ожидаем его снижения практически наполовину. Именно это и вызывает беспокойство. Однако я не думаю, что это приведет к масштабной девальвации национальной валюты.

Общие темпы роста импорта в Россию остаются пока умеренными, значительно ниже, чем до кризиса, а выплата в декабре 16 миллиардов долларов по внешним долгам на экономике в целом не сильно отразится, полагает главный экономист инвестиционного банка "Открытие" Владимир Тихомиров:

– Постепенный рост курса рубля после кризиса остановился примерно в апреле 2010 года. С тех пор курс, находясь в узком коридоре, фактически следует за ценой на нефть. Но есть и другой фактор – инфляция. В августе она уже оказалась выше ожиданий, а в сентябре, как прогнозирует Минэкономразвития, она может составить 0,8 процентов. Если так, то это случится в третий раз за последнее десятилетие. Дальнейший разгон инфляции грозит тем, что, на фоне инфляционных ожиданий, пойдут вверх ставки по кредитам, а это, в свою очередь, может затормозить экономический рост. В этих условиях Центральный банк, не исключено, может допустить, наоборот, некоторое укрепление рубля - чтобы сдержать рост цен на импорт и, соответственно, инфляцию в целом. Такую ситуацию мы не раз наблюдали до кризиса. А поскольку инфляция в России сейчас постепенно возвращается к докризисным уровням, не исключено, что и меры ее сдерживания могут оказаться теми же...

С мая 2010 года объемы импорта в Россию растут более чем на 3% в месяц, тогда как российский экспорт, начиная с февраля, фактически "топчется на месте", отмечают эксперты исследовательского "Центра развития" Высшей школы экономики.
XS
SM
MD
LG