Ссылки для упрощенного доступа

Командная тактика: итоги сезона


Международная федерация автоспорта утвердила изменения в регламенте на ближайшие три года. Главные новинки сезона-2011: отменяется запрет на командную тактику и появляется подвижное заднее антикрыло, управляемое гонщиком.

На прошлой неделе Международная федерация автоспорта утвердила изменения в регламенте на ближайшие три года. Главные новинки сезона-2011: отменяется запрет на командную тактику и появляется подвижное заднее антикрыло, управляемое гонщиком.

Все на свете имеет свое обоснование. Регламент Формулы 1 и его изменения - не исключение. Однако постичь это порой очень трудно.

Вернуть командную тактику? И именно после сезона, вызывавшего всеобщее восхищение тем, что на титул почти до конца претендовали пять пилотов трех команд? То есть, в двух командах пилоты боролись между собой. И еще все поносили третью команду – "Феррари" – за то, что она командную тактику использует, а ее первый пилот вовсю пользуется своеобразным "правом первой ночи".

Не то, чтобы автор этих строк был пуристом и ревнителем чистой соревновательности – выпустили пилотов на трек, и пусть творят, что хотят. Но какую-то логику в решениях FIA чувствовать хотелось бы. Ныне отмененный запрет был введен в 2002 году после вызывающего афронта "Феррари", заставившей одного своего пилота во время гонки пропустить другого. Отменяется этот запрет, что любопытно, после точно такой же выходки "Феррари" в году нынешнем. В этом есть, конечно, известное изящество – принимать противоположные решения в качестве реакции на одинаковые события, но логика?..

Нет сомнения в правоте критиков, указывающих, что запрет этот был трудноисполним – при известном желании и подготовке команды всегда смогут манипулировать позициями своих пилотов в гонке. Однако идея – лучше никакого закона, чем трудноисполняемый – тоже звучит малоубедительно. Особенно, когда в решение об отмене запрета добавлено напоминание об ответственности за действия, наносящие ущерб соревновательности и интересам автоспорта в целом. Этакое безвольное морализаторство.

Руководство Формулы молится на соревновательность. Существование в командах официальных первых и вторых номеров сокращает соревновательность, а значит, и интригу, ровно вдвое. Я не говорю уже о легендарных внутрикомандных битвах Проста и Сенны, ведь даже в менее экстремальных разновидностях внутрикомандная борьба прибавляет болельщикам интереса. Взять, к примеру, нынешний чемпионат. Гоночное и психологическое противостояние Себастьяна Феттеля и Марка Уэббера в "Ред Булл" подарило нам самые яркие моменты сезона. Не стесняйся "Ред Булл" признать из-за ныне отмененного запрета, что Феттель – их номер один, за сколько этапов до конца сезона немец стал бы чемпионом мира? (Скажем, Уэббер уступил бы Феттелю первое место в Монако, не прижимал бы в Турции, пропустил бы на старте в Великобритании...)

В конце концов, чудесная (в смысле добытая практически чудом) победа Феттеля в чемпионате – плод именно демонстративного отказа "Ред Булл" выделить первого и второго номера. В последней, решающей гонке сезона первый номер "Феррари" и главный претендент на титул Фернандо Алонсо не смог правильно выбрать, кого из гонщиков "Ред Булл" пытаться нейтрализовать. Он выбрал Уэббера, провалившегося в середину пелетона, провалился сам, и на трассе, где почти невозможны обгоны, не смог подняться до необходимого ему четвертого места. Только твердолобая убежденность "Феррари" в том, что команда обязана поставить все на пилота, у которого больше очков в чемпионате (то есть в случае с "Ред Булл" – Уэббера), заставила итальянцев совершить такую тяжелую тактическую ошибку. В итоге – Феттель стал самым молодым чемпионом мира в истории Ф1, причем самым драматическим образом: весть о победе он получил только спустя полминуты после финиша, когда гонку закончили его соперники в борьбе за титул. Только тогда Феттель услышал по радио – "Weltmeister!" ("чемпион мира!") – и заплакал. Чего тут большего желать с точки зрения зрелищности?

Но именно запрет на командную тактику FIA решает убрать из регламента. Зрелищности же должно придать техническое нововведение – подвижное заднее антикрыло, которое даст дополнительную скорость гонщикам, идущим на обгон. Не вдаваясь в технические детали, можно сравнить это с кнопочкой "boost" в некоторых компьютерных автомобильных играх, которая позволяет резко рвануть вперед. Соперникам при этом ускоряться будет запрещено. Милое нововведение.

Слов нет, обгонять в современной Формуле трудно. Но добавить кнопку "обгон" на руль пилотов? Это придаст обгонам в Формуле интереса? Смотреть, как примерно равные по скорости машины меняются местами по один-два раза на круге, в зависимости от количества прямых на трассе? Это должно создать драму? На худой конец, FIA, как она уже неоднократно делала в прошлом, могла бы немного подпортить машины, запретив что-нибудь самое эффективное. Или, что лучше, заставила бы модифицировать некоторые трассы, на которых, по общему признанию, обгонять невозможно. Но главное – в минувшем сезоне и так было довольно много зрелищных поединков на трассах, Льюис Хэмилтон, Алонсо, Феттель, Нико Росберг, Роберта Кубица и другие гонщики много сделали для этого.

Более того, "кнопки обгонов" могут сработать против зрелищности, поскольку многие красивые дуэли родились, когда быстрый гонщик прорывался наверх из середины пелотона. Сейчас он будет просто штамповать обгоны и уходить вперед. Таким образом вскоре все машины займут позиции в соответствии со своей скоростью на трассе, подобно квалификации, и тогда никаких обгонов не будет вовсе.

Кнопку наверняка попытаются сделать сбалансированной – чтобы обгонять было легче, но не слишком просто. Однако сама идея встретила сопротивление людей, которые полагают, что кнопка – это подмена мастерства пилота механическим приспособлением. По сути, это так – несимметричное предоставление преимущества гонщику сзади не дает возможности выяснить подлинную расстановку сил в дуэли. Но может, практическая реализация окажется лучше этих схем – это можно будет понять только после начала чемпионата.

Однако, по большому счету дело вообще не в обгонах. Оглянемся на нынешний сезон. Его начало потонуло в обвинениях в скуке. Обгонов было мало, а если они и случались, то только благодаря дождю. Но после первых трех этапов вдруг выяснилось, что на них победили три разных гонщика. И стало интересно. Формула 1 пишет свое батальное полотно широкими мазками. Пять гонщиков в этом году выигрывали этапы, каждый – по несколько раз. И все пятеро оспаривали титул почти до конца сезона. Они принадлежали трем командам, машины которых были примерно равны. И напряжение, которое породила их борьба, было вполне достаточным – даже в отсутствие большого числа обгонов. То, как Алонсо в последней гонке, когда его ставкой был чемпионский титул, НЕ МОГ обогнать "Рено" Виталия Петрова, стало очень волнующим зрелищем. Интереснее было бы, если бы трасса давала больше возможностей для атак, а не если бы испанец просто нажал кнопку и уехал вперед. Важна борьба, а не смена позиций, а для борьбы важнее сложность и закрученная интрига. Такая, как в минувшем сезоне.

Возможно, такая будет и в следующем: "Ред Булл" – во всеоружии, из "Макларена" доносятся смутные реляции об очень быстрой новой машине, "Феррари" сделает все, чтобы отыграться за нынешний год.

Увидим. До следующего этапа осталось меньше трех месяцев.
XS
SM
MD
LG