Ссылки для упрощенного доступа

Центральный банк в бою с инфляцией


Центральный банк России
Центральный банк России
В январе рост потребительских цен в России составил 2,4%, сообщил Росстат. Рост не только стал максимальным за два последних года, но и превысил тот же прошлогодний показатель сразу наполовину. А в годовом исчислении, то есть к январю 2010 года, рост цен составил 9,6%.

К таким факторам как традиционный для конца очередного года всплеск расходов бюджета или интервенции Центрального банка на валютном рынке, добавились в последние месяцы внешние, связанные, в частности, с ростом мировых цен на продовольствие, отмечают эксперты. Однако в январе проявились не столько они, сколько именно внутренние факторы, считает главный экономист инвестиционной компании “Тройка Диалог” Евгений Гавриленков:

– Январская инфляция – это в основном результат бюджетных расходов. Напомню, что в декабре прошлого года бюджет израсходовал практически 18% годовой суммы. Если бы расходование этих средств было равномерным, было бы примерно 8%. То есть 10% бюджета фактически ушло в рост цен.

Интервенции Центрального банка, продолжает Гавриленков, проявлялись, скорее, в первом полугодии прошлого года. Именно эта активность, по его словам, поддерживала инфляцию в конце прошлого года. “Сейчас же основной фактор – бюджетные расходы”. Для сдерживания роста цен в стране и удержания инфляции в прогнозируемых пока на 2011 год правительством пределах – 6-7% –Центральный банк России, как заявил его председатель Сергей Игнатьев, готов повышать как свои процентные ставки, так и нормы обязательных резервов для коммерческих банков.

К сожалению, регулирование процентных ставок в России не работает, отмечает главный экономист “Альфа-Банка” Наталия Орлова. Центральный банк фактически напрямую определяет объем предложения денег в экономике, от которого и зависит процентная ставка. Меняя саму процентную ставку, Центральный банк России не может изменить динамику денежных показателей просто потому, что система рефинансирования доступна лишь очень ограниченному кругу банков:

– Российская экономика, по большому счету, глуха к этим ценовым импульсам - к изменению стоимости денег, к изменению процентной ставки. Она по-прежнему не готова “переварить” те объемы предложения денег, которые потенциально Центральный банк и российский банковский сектор в целом готовы ей обеспечить. Именно поэтому мы наблюдали отток капитала из страны. Именно поэтому, я считаю, такие внутренние факторы инфляции, скорее всего, не очень значимы. Мы видим, что объем кредитов нарастает не быстро, а темпы роста денежной массы замедляются”.

С другой стороны, продолжает Наталия Орлова, проявляются внешние факторы инфляции. Большие риски несет, в частности, рост мировых цен на сельскохозяйственную продукцию. “Россия, с одной стороны, будет вынуждена “импортировать” эту инфляцию с мировых рынков, а, с другой стороны, и собственные запасы того же зерна, из-за прошлогодней засухи, остаются минимальными”. Импорт продовольственной инфляции с мировых рынков вряд ли станет основным фактором роста цен в стране в ближайшие месяцы, возражает главный экономист инвестиционной компании “Тройка Диалог” Евгений Гавриленков. По его мнению, сохраняются, как и в прежние годы, два главных проинфляционных фактора: возможные интервенции Центрального банка на валютном рынке и также возможное дополнительное расширение бюджетных расходов:

– Если ни того, ни другого сделано не будет, то уже в ближайшие месяцы мы увидим снижение инфляции. Уже в феврале она должна снизиться.

Более того, отмечает Евгений Гавриленков, рост цен на нефть ведет к сокращению дефицита бюджета России. В 2011 году он “балансируется” при средней цене нефти примерно в 105 долларов за баррель. Текущие цены – около 100 доллларов:

– Это означает, что монетизация бюджетного дефицита, то есть вбрасывание в финансовую систему новых денег, может быть в этом году минимальным. Что, в свою очередь, может привести к снижению инфляции через какое-то время .
XS
SM
MD
LG