Артисты Московского драматического театра имени Гоголя пригласили прессу , чтобы с ее помощью оказать сопротивление "переформатированию" театра. Конфликт связан с тем, что 5 августа художественный руководитель Сергей Яшин провел сбор труппы, поделился планами на новый сезон, а уже 7-го августа Департамент культуры Правительства Москвы сообщил, что на место Яшина назначен Кирилл Серебренников.
Театральный и кинорежиссер, лауреат российских и европейских премий, руководитель курса Школы-Студии МХТ, один из руководителей фестиваля "Территория" Кирилл Серебренников, к сожалению, не нашел времени на встречу с коллективом театра имени Гоголя, и все сведения о его намерениях сотрудники черпали из СМИ. Узнали, что теперь в здании будет работать "проектный" театр, что новый руководитель приведет сюда несколько компаний, которые параллельно будут выпускать свои спектакли. Речь шла о "Саундраме" Владимира Панкова , танцевальной труппе "Диалог-данс", а также о "Седьмой студии" – детище самого Серебренникова , которая с 2011 года действует в рамках проекта "Платформа" на "Винзаводе".
В 2012 году "Платформу" поддержал тогдашний Президент РФ Дмитрий Медведев. Кирилл Серебренников обратился к нему за помощью: "Все проекты невероятно дорогие. Притом у нас очень скромная аудитория, мы толком не окупаемся. Билеты стоят не дороже 600 рублей в месяц, есть льготы". Дмитрий Медведев распорядился выделить для "Платформы" на три года государственные средства: по 60 миллионов рублей в год.
Теперь Департамент культуры предъявил претензии прежнему руководству Театра имени Гоголя, в частности, из-за низких сборов, а актеры на собрании оправдываются, что у них недорогие билеты, много билетов льготных, и скромная аудитория. Другая претензия департамента связана с низкой заполняемостью зала (34 процента), однако, театр имени Гоголя находится в таком неудобном и неприятном месте (неподалеку от Курского воказала), что для привлечения туда зрителей нужны не только хорошие спектакли, но и дополнительные средства на рекламу. Возможно, Серебренникову удастся их добыть. Сами актеры говорят, что у них план по зрителю – 86 тысяч, а посетило театр 79 тысяч человек. За год сыграли 334 спектакля. В афише: Гоголь, Островский, несколько французских комедий, пьесы Василия Сигарева, Ольги Кучкиной, Макдонаха, инсценировки Платонова и Шукшина.
Несогласные с решением Департамента и возмущенные тем, что новый художественный руководитель не изложил им своих планов, 86 из 186 сотрудников театра написали весьма неуклюжее письмо в Министерство культуры и в Мэрию Москвы: "Из СМИ мы узнаем, что также одной из неозвученных на собрании причин смены руководства является географическое положение театра. Мы считаем, что это и есть основная причина происходящего. Данные действия, напоминающие рейдерский захват, ведут к ликвидации общедоступного государственного репертуарного театра, что даже не скрывается, и к роспуску коллектива, в результате чего около двухсот человек оказываются выброшенными на улицу. Уверены, что таким образом сделан первый шаг к уничтожению репертуарного театра и великих традиций русской театральной школы, для которой ТЕАТР никогда не являлся просто зданием, а был Храмом, душой, домом, где главное – люди, ансамбль, собираемый по крупицам, где артистов воспитывают и выращивают тщательно, с любовью. Назначение художественным руководителем К.С.Серебренникова, призывающего к свержению принципов системы К.С.Станиславского, отрицающего русский психологический театр – это мощный толчок к гибели российского театра".
Письмо недолго повисело на сайте театра, а потом было удалено новым директором Алексеем Малобродским. Того недавно уволили из "Школы Драматического Искусства", и основания для его увольнения, как и основания для нового назначения, никому непонятны. Артисты с ним встречались, но не получив удовлетворивших их ответов на вопросы, организовали профсоюзное собрание. Это рациональный шаг: расправиться с сотрудниками поодиночке довольно легко, а с профсоюзной организацией, поддержку которой пообещали Федерация независимых профсоюзов и московский профсоюз работников культуры, намного сложнее.
Эмоциональный градус собрания был очень высок, советнику руководителя Департамента культуры Алле Семенышевой фактически не давали говорить, ее зашикивали, кричали "Ложь" и "Позор". Она действительно приводила в пример Театр имени Ермоловой, в котором смена лидера происходила по совершенно иному сценарию. Там худрук, народный артист России Владимир Андреев передал бразды правления Олегу Меньшикову, представил его труппе, и тот самолично чуть ли не месяц смотрел все спектакли афиши, чтобы решить их судьбу. А Кирилл Серебренников, если верить Алле Семенышевой, передоверил это занятие неким экспертам, фамилии которых тоже не названы.
– Кирилл Семенович ходил по театру, фотографировал стены, а группа молодых людей те же стены обмеряла. Вот и все, что мы увидели от своего нового художественного руководителя, - говорит народная артистка России Светлана Брагарник. - Спору нет: идет время, театры стареют, репертуар ветшает. Назначаются новые люди, которые будут поднимать театр, заниматься труппой, обновлять репертуар. Это нормально, и это произошло во многих театрах Москвы. Но у нас происходит совсем другое. Все силы нового руководства направлены на уничтожение театра. 7 августа в какой-то газете Кирилл Семенович изложил свои планы. Он сказал, что репертуарного театра имени Гоголя больше не будет. Здесь будет культурно-развлекательный центр, и на нескольких площадках будут работать "резиденты". Театр Гоголя, вне зависимости от того, хороша его труппа или плоха, хороши или плохи его спектакли, не имеет совершенно никакого значения. А значение имеет вот это помещение.
– Наш театр убивают и, наверное, он будет убит, - уверен заслуженный артист России Олег Гущин. - Говорят, что его уничтожают за то, что нет событий в театре, нет достижений. Глава департамента культуры занимался спортом, хочется его спросить: а почему бы тогда не уничтожить сборную России по футболу?
Светлана Брагарник согласна с коллегой:
– Сергей Капков занимался спортом, а потом руководил Парком культуры имени Горького. Ему пришло в голову, видимо, с чьего-то разрешения, делать из театров культурно-развлекательные центры. Потом придет на это место (чиновники ведь у нас быстро идут на повышение) директор конного завода и будет делать из театров ипподромы. А потом выяснится, что ошиблись. И сколько времени нужно будет на то, чтобы все вернуть на круги своя.
До тех пор, пока процедура увольнений и назначений не станет прозрачной, пока не начнут официально объявлять о замещении вакантной должности и подыскивать претендентов на конкурсной основе, с представлением художественной программы, скандалы в театрах не прекратятся. И люди будут думать, что новое руководство Департамента ничем не отличается от прежнего.
Театральный и кинорежиссер, лауреат российских и европейских премий, руководитель курса Школы-Студии МХТ, один из руководителей фестиваля "Территория" Кирилл Серебренников, к сожалению, не нашел времени на встречу с коллективом театра имени Гоголя, и все сведения о его намерениях сотрудники черпали из СМИ. Узнали, что теперь в здании будет работать "проектный" театр, что новый руководитель приведет сюда несколько компаний, которые параллельно будут выпускать свои спектакли. Речь шла о "Саундраме" Владимира Панкова , танцевальной труппе "Диалог-данс", а также о "Седьмой студии" – детище самого Серебренникова , которая с 2011 года действует в рамках проекта "Платформа" на "Винзаводе".
В 2012 году "Платформу" поддержал тогдашний Президент РФ Дмитрий Медведев. Кирилл Серебренников обратился к нему за помощью: "Все проекты невероятно дорогие. Притом у нас очень скромная аудитория, мы толком не окупаемся. Билеты стоят не дороже 600 рублей в месяц, есть льготы". Дмитрий Медведев распорядился выделить для "Платформы" на три года государственные средства: по 60 миллионов рублей в год.
Теперь Департамент культуры предъявил претензии прежнему руководству Театра имени Гоголя, в частности, из-за низких сборов, а актеры на собрании оправдываются, что у них недорогие билеты, много билетов льготных, и скромная аудитория. Другая претензия департамента связана с низкой заполняемостью зала (34 процента), однако, театр имени Гоголя находится в таком неудобном и неприятном месте (неподалеку от Курского воказала), что для привлечения туда зрителей нужны не только хорошие спектакли, но и дополнительные средства на рекламу. Возможно, Серебренникову удастся их добыть. Сами актеры говорят, что у них план по зрителю – 86 тысяч, а посетило театр 79 тысяч человек. За год сыграли 334 спектакля. В афише: Гоголь, Островский, несколько французских комедий, пьесы Василия Сигарева, Ольги Кучкиной, Макдонаха, инсценировки Платонова и Шукшина.
Несогласные с решением Департамента и возмущенные тем, что новый художественный руководитель не изложил им своих планов, 86 из 186 сотрудников театра написали весьма неуклюжее письмо в Министерство культуры и в Мэрию Москвы: "Из СМИ мы узнаем, что также одной из неозвученных на собрании причин смены руководства является географическое положение театра. Мы считаем, что это и есть основная причина происходящего. Данные действия, напоминающие рейдерский захват, ведут к ликвидации общедоступного государственного репертуарного театра, что даже не скрывается, и к роспуску коллектива, в результате чего около двухсот человек оказываются выброшенными на улицу. Уверены, что таким образом сделан первый шаг к уничтожению репертуарного театра и великих традиций русской театральной школы, для которой ТЕАТР никогда не являлся просто зданием, а был Храмом, душой, домом, где главное – люди, ансамбль, собираемый по крупицам, где артистов воспитывают и выращивают тщательно, с любовью. Назначение художественным руководителем К.С.Серебренникова, призывающего к свержению принципов системы К.С.Станиславского, отрицающего русский психологический театр – это мощный толчок к гибели российского театра".
Письмо недолго повисело на сайте театра, а потом было удалено новым директором Алексеем Малобродским. Того недавно уволили из "Школы Драматического Искусства", и основания для его увольнения, как и основания для нового назначения, никому непонятны. Артисты с ним встречались, но не получив удовлетворивших их ответов на вопросы, организовали профсоюзное собрание. Это рациональный шаг: расправиться с сотрудниками поодиночке довольно легко, а с профсоюзной организацией, поддержку которой пообещали Федерация независимых профсоюзов и московский профсоюз работников культуры, намного сложнее.
Эмоциональный градус собрания был очень высок, советнику руководителя Департамента культуры Алле Семенышевой фактически не давали говорить, ее зашикивали, кричали "Ложь" и "Позор". Она действительно приводила в пример Театр имени Ермоловой, в котором смена лидера происходила по совершенно иному сценарию. Там худрук, народный артист России Владимир Андреев передал бразды правления Олегу Меньшикову, представил его труппе, и тот самолично чуть ли не месяц смотрел все спектакли афиши, чтобы решить их судьбу. А Кирилл Серебренников, если верить Алле Семенышевой, передоверил это занятие неким экспертам, фамилии которых тоже не названы.
– Кирилл Семенович ходил по театру, фотографировал стены, а группа молодых людей те же стены обмеряла. Вот и все, что мы увидели от своего нового художественного руководителя, - говорит народная артистка России Светлана Брагарник. - Спору нет: идет время, театры стареют, репертуар ветшает. Назначаются новые люди, которые будут поднимать театр, заниматься труппой, обновлять репертуар. Это нормально, и это произошло во многих театрах Москвы. Но у нас происходит совсем другое. Все силы нового руководства направлены на уничтожение театра. 7 августа в какой-то газете Кирилл Семенович изложил свои планы. Он сказал, что репертуарного театра имени Гоголя больше не будет. Здесь будет культурно-развлекательный центр, и на нескольких площадках будут работать "резиденты". Театр Гоголя, вне зависимости от того, хороша его труппа или плоха, хороши или плохи его спектакли, не имеет совершенно никакого значения. А значение имеет вот это помещение.
– Наш театр убивают и, наверное, он будет убит, - уверен заслуженный артист России Олег Гущин. - Говорят, что его уничтожают за то, что нет событий в театре, нет достижений. Глава департамента культуры занимался спортом, хочется его спросить: а почему бы тогда не уничтожить сборную России по футболу?
Светлана Брагарник согласна с коллегой:
– Сергей Капков занимался спортом, а потом руководил Парком культуры имени Горького. Ему пришло в голову, видимо, с чьего-то разрешения, делать из театров культурно-развлекательные центры. Потом придет на это место (чиновники ведь у нас быстро идут на повышение) директор конного завода и будет делать из театров ипподромы. А потом выяснится, что ошиблись. И сколько времени нужно будет на то, чтобы все вернуть на круги своя.
До тех пор, пока процедура увольнений и назначений не станет прозрачной, пока не начнут официально объявлять о замещении вакантной должности и подыскивать претендентов на конкурсной основе, с представлением художественной программы, скандалы в театрах не прекратятся. И люди будут думать, что новое руководство Департамента ничем не отличается от прежнего.