Ссылки для упрощенного доступа

Деньги снова побегут из России


Эксперты считают неизбежным отток капитала из России
Эксперты считают неизбежным отток капитала из России
В Министерстве экономического развития России подготовлен обновленный макроэкономический прогноз на период до конца года. В начале следующей недели, как ожидается, он будет представлен Министерству финансов. Учитывая слабые данные за июль, эксперты министерства прогнозируют теперь и более высокую инфляцию, и замедление роста ВВП, которое будет сопровождаться, в частности, ускорением оттока капитала из страны.

Объем экономики России в течение июля с учетом календарного и сезонного факторов сократился на 0,2% – после роста на те же 0,2% в течение июня. Такие оценки Министерства экономического развития представил 22 августа заместитель министра Андрей Клепач. Годовой прирост ВВП России также замедлился – с 3,8% в июне до 2,6% в июле. И теперь эксперты министерства предполагают меньший, чем на 4% процента, как прогнозировалось ранее, рост экономики в целом за год.

Годовая инфляция оценивается уже в 7%, а не в 5-6%, как раньше. А прогноз чистого оттока капитала из страны в течение года в целом – в 50 млрд. долларов и больше, а не в 15-25 млрд., как предполагал предыдущий прогноз. Для сравнения, в 2011 году чистый отток капитала из России превысил 80 млрд. долларов.

Превышение притока капитала в страну над его оттоком за рубеж в последний раз отмечалось в России в июне прошлого года – примерно на 5 млрд. долларов, после чего в течение 11 месяцев подряд регистрировался лишь чистый его отток. В июне и этого года, по предварительным пока данным Банка России, приток вновь оказался больше оттока, причем – на те же 5 млрд. долларов за месяц. Но уже в июле, как заявил 22 августаАндрей Клепач, он вновь сменился оттоком – на 3-5 млрд. долларов, по оценкам министерства.

Банк России публикует помесячные данные притока/оттока капитала с 2007 года, и в июне традиционно отмечался чистый его приток, говорит главный экономист инвестиционной компании "УралсибКэпитал" Алексей Девятов. Подобное проявлялось и в декабре, хотя и не каждый год. "Это наводит на мысль, что есть определенная сезонность, которая связана, видимо, с чисто бухгалтерскими факторами – в частности, очередной отчетностью банков".

В первом квартале этого года чистый отток капитала из России составил почти 34 млрд. долларов, а во втором квартале – 9,5 млрд. долларов, то есть в три с лишним раза меньше. Правда, в первом квартале цена на нефть сорта Brent, к которой привязана цена российской нефти, выросла со 107 до 125 долларов за баррель, а во втором квартале она, наоборот, упала до 97 долларов.

Традиционно в периоды нестабильности в мировой экономике мы наблюдаем сильную корреляцию профицита торгового баланса, поясняет Девятов: "В мае и июне нефтяные цены значительное снизились, что и отразилось на динамике оттока капитала".

Значительное влияние на эту динамику оказали и такие факторы как текущие платежи российских компаний и банков в счет обслуживания своего накопленного внешнего долга или их новые заимствования на зарубежных рынках. Когда в июне на мировых рынках вновь заговорили об углублении долгового кризиса в Европе и даже возможности распада еврозоны, многие российские компании и банки постарались привлечь новые займы за рубежом, чтобы пролонгировать уже накопленные ими внешние долги, полагает главный экономист инвестиционной компании "Открытие" Владимир Тихомиров. Это, по его словам, отчасти подтверждается косвенной статистикой по крупнейшим российским компаниями, что могло быть связано с опасениями второй волны кризиса. "Поэтому в третьем и четвертом кварталах этого года отток капитала, видимо, возобновится, причем, в отдельные месяцы – в весьма значительных объемах", – считает Тихомиров.

В периоды большей предсказуемости курса рубля – как было, например, до кризиса, когда рубль стабильно и неуклонно укреплялся, – возрастает значимость для движения капитала в стране такого фактора как приток-отток спекулятивного капитала. В нынешней ситуации, когда курс рубля может существенно колебаться в обе стороны даже в течение короткого промежутка времени, значимость этого фактора явно снизилась, считает Тихомиров, и прежде всего – ввиду изменения политики Центрального банка России.

Отказавшись фактически от таргетирования курса рубля, банк считает теперь главной своей задачей поддержание ценовой стабильности в стране, сдерживание инфляции. Такая смена приоритетов резко увеличивает волатильность валютного курса, что делает в итоге спекулятивные вложения слишком рискованным. "Слишком быстрые и при этом значительные колебания курсов в обе стороны резко снижает привлекательность спекулятивных инвестиций как в рубль, так и другие российские активы", – заключает Владимир Тихомиров.
XS
SM
MD
LG