Автор этих строк – верующий, ученый, богач. Разумеется, по своим собственным меркам. С точки зрения многих верующих – просто сатана. С точки зрения многих ученых – самое большее, популяризатор (и, наверное, ученые правы). С точки зрения многих богачей – нищий. Но с точки зрения тех, кто использует газеты вместо одеяла и простыни, я все же – богач и ученый. С точки зрения тех, у кого "Бог в душе", я все же верующий. Поэтому три группы, проблемы которых широко освещаются в СМИ, меня особенно волнуют как близкие: христиане в мусульманских странах, ученые в Российской академии наук и миллиардеры в США.
Положение этих трех групп много хуже моего, взывает к состраданию и сочувствию, но почему-то не сострадается и не сочувствуется. Да, христиан в Индии, Египте, Сирии и других странах изводят со страшной силой. Точно так же, как сотрудников РАН. О финансовом кризисе, обрушившемся на акул Уолл-стрита, и говорить не приходится. Там, где рядовой американец теряет сто тысяч, они могут потерять сто миллионов.
Отчего ж не сочувствуется? Две общих черты у этих групп. Одна – коллективизм. Не просто "христианин в Каире", а "копты Египта". Невозможно сочувствовать группе. Всегда встает вопрос: а без группы проблема останется? Вот если один-единственный верующий христианин в Египте – ему будет плохо? Вообще, страдают за христианство или за группу? Разница – в традиции. Группа всегда – традиция, уходящая в тысячелетнюю древность, национальная, этническая, семейная… А личность всегда – подросток, Прометей, освобожденный от семьи, частной собственности, государства и даже от обязанности кому-то нести огонь. Разграбление Академии наук Кремлем – ужас. Но у Коперника вообще не было Академии наук. У изобретателя колеса… У того, кто превратил дикого Пржевальского в домашнюю лошадь… И – ничего. То есть ничего хорошего, что такие гении остались без степени и грантов, но все-таки…
Во-вторых, невозможно сочувствовать "в рамках", а все эти группы требуют сочувствия в строго определенные моменты. Вот пусть им вернут – одним безопасность, другим неприсутственные дни, третьим махновско-свободный рынок, и тогда они нам сделают ручкой и повернутся к нам спиной. Выручили – спасибо, когда будете нужны, мы вас опять позовем. Это как-то слегка бесчеловечно-манипулятивно. Все три группы "заточены" под конформизм, в обычных обстоятельствах железным занавесом отгорожены от грешных "нормальных" людей с нашими своеобразными ценностями. Вот как беда – так мы "общественное мнение"! Вот директор института этнологии Валерий Тишков публично хвастается перед Путиным – вся деятельность его института, видите ли, без единого иностранного гранта протекает. И жалуется – а в регионах номенклатура этнологам мешает. Мы, мол, верные государевы псы, а государевы псари нас не жалуют. Та же логика у коптов – мы, мол, тысячелетиями мирно интегрировались в чуждое для нас государство, мы его так любим, мы ему так лояльны, а теперь нас… Миллиардеры тоже – столпы отцов общества и отцы столпов общества… Чихать они хотели в обычных обстоятельствах на тех, к кому в случае кризиса взывают. Значит, если им помочь и посочувствовать, опять чихать будут?
Что подтверждается третьим обстоятельством. Все эти несчастные (действительно несчастные!) никому никогда не помогали, даже когда бомбы падали совсем рядом! Они свое благополучие покупали ценой предательства ближних и дальних, спасения своей рубашки ценой гибели общей плащаницы. Академия наук даже за академика Сахарова не заступилась – максимум не исключила его, и этой элементарной порядочностью так гордилась, что даже за нее стыдно. Что уж говорить о миллиардерах и о коптах. Ты их спасешь, они тебя – спасать не будут.
Тогда, как говорил академик Сахаров, "моя поддержка – условная". Сострадаю, но хочу договориться об условиях сострадания. Иначе буду считать, что мной просто манипулируют, спекулируя на жалких остатках моей доброты и человечности. Условия-то нетяжелые, не боись! В информационный же век живем, и прошу одного – информации. Не обязательно исчерпывающей (на нее и времени нет), но обязательно правдивой.
Вы же знаете всякие маленькие грязные секреты о тех, кому верно служили, с кем конформировались, – поделитесь парочкой! Чтобы катастрофа не повторилась вновь. У вас несчастье – а до этого было что, счастье? Может, у вас и собственных маленьких грязных секретов? Вы в прошлое хотите вернуться, равновесие восстановить, при котором вам так спокойно жилось? Так опять будет кризис! Именно сочувствие побуждает сказать: в прошлое возврата нет, давайте думать, что надо изменить.
Понятно, что копты, научные сотрудники и миллиардеры тут – лишь метафоры России. Это ведь Россия в перестройку и вокруг мировому сообществу сигналила – ах, у меня ужас! ах, я сейчас погибну с голоду и холоду! Ну, безо всяких условий навалились всем миром, скинулись – и что? Не только ни одного доброго слова за гуманитарную помощь, а глумление и оплевывание за нее же плюс декларации о готовности заморозить и заморить весь мир, ежели не будут кланяться шестой части земли и считать ее царицею морскою. Так что – ученые-с! Поэтому, подымаясь еще выше, выше России – то есть, к каждой отдельной личности, возьмем за правило: утром – информация, вечером – сострадание. Утром – твой интерес к другим, вечером – интерес других к тебе. Утром – стулья, вечером – деньги. Чтобы были и утро, и вечер, а не тоскливая серая смазь холопо-господских манипуляций вместо партнерских отношений.
Яков Кротов – священник Украинской автокефальной православной церкви (обновленной), автор и ведущий программы РС "С христианской точки зрения"
Высказанные в рубрике "Право автора" мнения могут не отражать точку зрения редакции РС
Положение этих трех групп много хуже моего, взывает к состраданию и сочувствию, но почему-то не сострадается и не сочувствуется. Да, христиан в Индии, Египте, Сирии и других странах изводят со страшной силой. Точно так же, как сотрудников РАН. О финансовом кризисе, обрушившемся на акул Уолл-стрита, и говорить не приходится. Там, где рядовой американец теряет сто тысяч, они могут потерять сто миллионов.
Отчего ж не сочувствуется? Две общих черты у этих групп. Одна – коллективизм. Не просто "христианин в Каире", а "копты Египта". Невозможно сочувствовать группе. Всегда встает вопрос: а без группы проблема останется? Вот если один-единственный верующий христианин в Египте – ему будет плохо? Вообще, страдают за христианство или за группу? Разница – в традиции. Группа всегда – традиция, уходящая в тысячелетнюю древность, национальная, этническая, семейная… А личность всегда – подросток, Прометей, освобожденный от семьи, частной собственности, государства и даже от обязанности кому-то нести огонь. Разграбление Академии наук Кремлем – ужас. Но у Коперника вообще не было Академии наук. У изобретателя колеса… У того, кто превратил дикого Пржевальского в домашнюю лошадь… И – ничего. То есть ничего хорошего, что такие гении остались без степени и грантов, но все-таки…
Во-вторых, невозможно сочувствовать "в рамках", а все эти группы требуют сочувствия в строго определенные моменты. Вот пусть им вернут – одним безопасность, другим неприсутственные дни, третьим махновско-свободный рынок, и тогда они нам сделают ручкой и повернутся к нам спиной. Выручили – спасибо, когда будете нужны, мы вас опять позовем. Это как-то слегка бесчеловечно-манипулятивно. Все три группы "заточены" под конформизм, в обычных обстоятельствах железным занавесом отгорожены от грешных "нормальных" людей с нашими своеобразными ценностями. Вот как беда – так мы "общественное мнение"! Вот директор института этнологии Валерий Тишков публично хвастается перед Путиным – вся деятельность его института, видите ли, без единого иностранного гранта протекает. И жалуется – а в регионах номенклатура этнологам мешает. Мы, мол, верные государевы псы, а государевы псари нас не жалуют. Та же логика у коптов – мы, мол, тысячелетиями мирно интегрировались в чуждое для нас государство, мы его так любим, мы ему так лояльны, а теперь нас… Миллиардеры тоже – столпы отцов общества и отцы столпов общества… Чихать они хотели в обычных обстоятельствах на тех, к кому в случае кризиса взывают. Значит, если им помочь и посочувствовать, опять чихать будут?
Что подтверждается третьим обстоятельством. Все эти несчастные (действительно несчастные!) никому никогда не помогали, даже когда бомбы падали совсем рядом! Они свое благополучие покупали ценой предательства ближних и дальних, спасения своей рубашки ценой гибели общей плащаницы. Академия наук даже за академика Сахарова не заступилась – максимум не исключила его, и этой элементарной порядочностью так гордилась, что даже за нее стыдно. Что уж говорить о миллиардерах и о коптах. Ты их спасешь, они тебя – спасать не будут.
Тогда, как говорил академик Сахаров, "моя поддержка – условная". Сострадаю, но хочу договориться об условиях сострадания. Иначе буду считать, что мной просто манипулируют, спекулируя на жалких остатках моей доброты и человечности. Условия-то нетяжелые, не боись! В информационный же век живем, и прошу одного – информации. Не обязательно исчерпывающей (на нее и времени нет), но обязательно правдивой.
Вы же знаете всякие маленькие грязные секреты о тех, кому верно служили, с кем конформировались, – поделитесь парочкой! Чтобы катастрофа не повторилась вновь. У вас несчастье – а до этого было что, счастье? Может, у вас и собственных маленьких грязных секретов? Вы в прошлое хотите вернуться, равновесие восстановить, при котором вам так спокойно жилось? Так опять будет кризис! Именно сочувствие побуждает сказать: в прошлое возврата нет, давайте думать, что надо изменить.
Понятно, что копты, научные сотрудники и миллиардеры тут – лишь метафоры России. Это ведь Россия в перестройку и вокруг мировому сообществу сигналила – ах, у меня ужас! ах, я сейчас погибну с голоду и холоду! Ну, безо всяких условий навалились всем миром, скинулись – и что? Не только ни одного доброго слова за гуманитарную помощь, а глумление и оплевывание за нее же плюс декларации о готовности заморозить и заморить весь мир, ежели не будут кланяться шестой части земли и считать ее царицею морскою. Так что – ученые-с! Поэтому, подымаясь еще выше, выше России – то есть, к каждой отдельной личности, возьмем за правило: утром – информация, вечером – сострадание. Утром – твой интерес к другим, вечером – интерес других к тебе. Утром – стулья, вечером – деньги. Чтобы были и утро, и вечер, а не тоскливая серая смазь холопо-господских манипуляций вместо партнерских отношений.
Яков Кротов – священник Украинской автокефальной православной церкви (обновленной), автор и ведущий программы РС "С христианской точки зрения"
Высказанные в рубрике "Право автора" мнения могут не отражать точку зрения редакции РС