Американский военнослужащий, первым сообщивший командованию о недостойном поведении своих сослуживцев в багдадской тюрьме «Абу-Граиб», впервые выступил в американских СМИ с публичным заявлением. Несмотря на то, что его поступок сильно осложнил ему жизнь, сержант Джозеф Дарби утверждает, что и сегодня поступил бы точно так же.
В Соединенных Штатах есть понятие whistleblower - человек, который бьет тревогу по поводу злоупотреблений и беззаконий на рабочем месте. Одни считают таких людей борцами за справедливость и отважными разоблачителями, другие называют их предателями. Звание «стукача» получил от многих друзей, соседей и даже родственников и бывший сержант военной полиции 27-летний Джозеф Дарби - после того, как стало известно, что именно он более двух лет назад первым подал сигнал о том, что некоторые надзиратели багдадской тюрьмы «Абу-Граиб» унижали заключенных иракцев.
Его имя огласил на всю страну не кто иной, как министр обороны Дональд Рамсфельд: «Многие отнеслись к своему долгу профессионально, это тоже надо упомянуть. В первую очередь назову специалиста Джозефа Дарби, который проинформировал компетентные органы об имевших место нарушениях».
Все началось с того, что Джозеф попросил своего сослуживца, надзирателя тюрьмы «Абу-Граиб» Чарльза Грениера поделиться цифровыми снимками иракских пейзажей для персонального фотоальбома. Грениер дал ему компакт-диск. Но, загрузив изображения в компьютер, вместо пейзажей Джозеф увидел нечто другое: «На первой же открывшейся фотографии я увидел пирамиду из обнаженных иракских мужчин. Сначала это показалось забавным, напомнив дурачества студентов в колледже. Но, взглянув на другие фото, я осознал, что там изображено».
Эти фото впоследствии обошли весь мир. Но тогда, увидев свидетельства глумления его товарищей по оружию над иракцами, Джозеф Дарби долго колебался, как поступить. Через месяц он решился отослать диск с анонимной сопроводительной запиской в армейское управление уголовных расследований. Инкогнито сохранить не удалось. Непосредственные сослуживцы стали сторониться его. Офицеры, наоборот, всячески поддерживали.
Итог поступка Дарби известен: 11 американских военнослужащих предстали перед судом за нарушение Женевской конвенции и правил, установленных в Вооруженных силах США. Капрал Чарльз Грениер получил десять лет тюрьмы, а его подруга-надзирательница Линди Ингленд три года. Но жизнь самого Джозефа тоже круто изменилась. В родном городке Камберленд в Мэриленде многие отвернулись от него, считая, что он поступил непатриотично и предал однополчан. Джозеф стал получать по почте оскорбления и угрозы. По просьбе его жены министерство обороны обеспечило семье Дарби проживание и работу в секретном безопасном месте.
Такова участь очередного американского whistleblower. Сам Джозеф далек от того, чтобы считать себя незаурядным борцом за справедливость: «Мне не нравится такое определение. Звучит как ярлык. Я считаю себя простым солдатом, служащим военной полиции, и я всего лишь выполнял свое работу, делал то, что положено. Они ведь нарушили закон».
Джозеф решил больше не связывать свою жизнь с армией, хотя она, по его словам, могла бы открыть ему дорогу в колледж. Несмотря на пережитое, Джозеф по-прежнему убежден, что Соединенные Штаты выполняют в Ираке нужную миссию.