Референдум о принятии новой конституции Сербии, который проходил в субботу и воскресение в этой стране, признан состоявшимся. Сербы сказали «да» закону, провозгласившему Косово неотъемлемой частью Сербии. Это не удивило многих наблюдателей, предрекавших именно такой исход голосования.
Однако итоги плебисцита могли бы быть иными. Жители Сербии не осознали, видимо, важность момента, и к концу первого дня голосования в нем приняли участие лишь 17,81% избирателей. Между тем, для того, чтобы референдум был признан состоявшимся необходимо чтобы в голосовании приняли участие не менее половины жителей страны. В списки для голосования были внесены больше 6,5 миллионов граждан Сербии.
В воскресение, во второй день голосования, к гражданам страны обратился премьер-министр страны Воислав Коштуница. Он призвал их активнее поучаствовать в судьбе страны. Выступил перед народом и президент Сербии Борис Тадич, который заявил, что если новая конституция не будет принята, то страну ждет политический кризис, сообщают информагенства. В результате всего за несколько часов до окончания срока голосования явка наконец перевалила за 53%. Из них за принятие конституции высказались более 51%.
Власти уже назвали итоги референдума большой «победой» и «великим моментом в истории Сербии». После референдума, как заявлял ранее премьер-министр, должны пройти досрочные всеобщие выборы.
Минувшей ночью жители Сербии вышли на улицу отпраздновать эту победу и принятие новой конституции, первой со времен распада Югославии. Ее проект 1 октября одобрил парламент страны. Основной закон должен заменить действующую Конституцию, принятую в 1990-х годах во времена правления Слободана Милошевича. Оппозиция раскритиковала новую Конституцию и призывала к бойкоту референдума. Этот бойкот поддержали этнические албанцы, добивающиеся независимости от Сербии.
Однако судьба Косово решена не окончательно. За голосованием должны последовать консультации под эгидой ООН, на которых до конца года должен быть разработан проект долгосрочного урегулирования косовского вопроса. Последние семь лет Косово находится под фактическим управлением организации.