На российском фондовом рынке впервые появились акции предприятия угольной индустрии. Одно из крупнейших в ней – компания «Распадская» из Кузбасса – завершила первичное размещение акций, которое принесло ей более 300 миллионов долларов. Интерес инвесторов к угольной отрасли эксперты объясняют ростом спроса и на сталь, и на электроэнергию.
Появление на бирже акций «Распадской» - первый выход на финансовый рынок крупной российской угольной компании, если не считать почти в шесть раз меньшего по объемам размещения акций новосибирской компании «Белон» летом этого года. «Белон» занимается в том числе и торговлей металлами, и уголь для нее – не самый главный бизнес, отмечает аналитик инвестиционной компании «Проспект» Дмитрий Парфенов.
В целом, по его словам, производство угля в России в 2005 году составило около 300 миллионов тонн. Из них примерно 230 миллионов тонн – энергетического угля, закупаемого тепловыми электростанциями, и 70 миллионов – коксующегося угля, который российские металлургические компании используют для выплавки стали.
Гарантии поставок сырья и сбыта
Один из двух главных акционеров угольной компании «Распадская» - металлургический холдинг «Евраз», крупнейший в стране производитель стали. В целом та часть российской угольной отрасли, которая ориентирована на добычу коксующихся углей, металлургами и контролируется.
В последние несколько лет из-за роста цен на железную руду и на уголь российские металлургические компании начали консолидировать сырьевые активы. «В результате они оказались практически самодостаточными в плане поставок необходимого им для производства сырья», - говорит аналитик МДМ-Банка Андрей Литвин.
В секторе энергетического угля ситуация обратная: сами угольные компании, стремясь обеспечить себе сбыт, покупают активы электрогенерирующих компаний, которые постепенно, в ходе реформы электроэнергетики, становятся более доступными.
Третий в мире экспортер
Из всего добываемого в России угля – и коксующегося, и энергетического – примерно 80% потребляется внутренним рынком, экспортируется около 20%. По данным лондонского Всемирного института угля, крупнейшим в мире его экспортером является Австралия: в 2005 году – более 230 миллионов тонн. Вторая - Индонезия, объем экспорта которой вдвое меньше австралийского. На третьем месте - Россия, экспортирующая угля в 3,5 раза меньше, чем Австралия.
В целом российский уголь на экспортных рынках не имеет таких сильных позиций, как, например, австралийский уголь. И дело не столько в том, что он уступает в качестве, отмечает Андрей Литвин: «Главный фактор – транспортные издержки. Россия – большая страна, и доставка угля от шахты до экспортного порта обходится недешево. Именно поэтому, главным образом, российский уголь теряет в конкурентоспособности по сравнению с тем же австралийским».
Спрос металлургии и энергетики
Россия традиционно производит сталь «полным циклом», то есть из железной руды, используя кокс, сырьем для которого и служит коксующийся уголь. Темпы роста спроса на него, по оценкам Дмитрия Парфенова, на перспективу до 2010-2015 года составят 2-3% в год. А по энергетическому углю - не выше 2% в год, полагает аналитик, и поддерживаться он будет, скорее, расширением экспорта, нежели внутренним спросом.
По прогнозам Андрея Литвина, наоборот, темпы роста спроса на энергетический уголь в России могут оказаться выше – ввиду роста потребления электроэнергии внутри страны. И тепловые электростанции, полагает Литвин, будут постепенно переходить с газа на уголь: «Как утверждают представители самих компаний, уже сейчас в стране есть примерно 15 тепловых электростанций, которые можно перевести с газа на уголь. Это не будет дешево, но, безусловно, дешевле, чем строить новую. Строительство угольной станции обходится почти вдвое дороже, чем постройка новой газовой станции».