Ссылки для упрощенного доступа

Росатом заключил с "Альфа-банком" соглашение о стратегическом партнерстве


Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Марина Катыс.



Кирилл Кобрин: Руководитель Федерального агентства по атомной энергии Сергей Кириенко и президент "Альфа-банка" Петр Авен подписали соглашение о финансировании атомной промышленности и энергетики, а также - инвестиционных программ и проектов в этой отрасли.


Таким образом, "Альфа-банк" стал еще одним российским частным банком, с которым Росатом заключил соглашение о стратегическом партнерстве.


Как выглядит это соглашение на фоне отказа крупнейших европейских банков от финансирования новых АЭС и массового отрицательного отношения к новым ядерным объектам (отношения россиян, конечно же), моя коллега Марина Катыс беседует с руководителем антиядерной программы Гринпис Россия Владимиром Чупровым.



Марина Катыс: Поскольку, как сообщает сайт Федерального агентства по атомной энергии, 15 ноября руководитель Федерального агентства Кириенко и президент "Альфа-банка" господин Авен подписали соглашение о финансировании программ развития атомной промышленности, то мне хотелось бы получить от вас некий комментарий по этому поводу. Действительно ли "Альфа-банк" первый частный банк, который вступил в альянс с Росатомом для того, чтобы финансировать атомную энергетику России?



Владимир Чупров: Он далеко не первый, потому что буквально в октябре, за месяц до сегодняшнего события, Банк Москвы заключил аналогичное соглашение об организации финансирования программ развития атомной энергетики. То есть это идет планомерная работа в рамках акционирования атомной энергетики. Вы знаете, сейчас идет изменение соответствующего законодательства, по которому ядерная отрасль приобретет статус акционерного общества и таким образом будет достигнута основная цель, то есть ядерная энергетика, конкретно концерн Росэнергоатом, получит доступ к долгосрочным банковским кредитам.



Марина Катыс: Но зачем частному бизнесу в России, особенно частным банкам, сотрудничество с Федеральным агентством по атомной энергии? В чем тут выигрыш для банков? Ведь это же отрасль абсолютно инвестиционная, а не коммерчески прибыльная.



Владимир Чупров: Банковский бизнес давно инвестирует атомную энергетику, за рубежом я имею в виду. В Штатах, которые являются законодателями мод в атомной энергетике, строительство и заказы на строительство новых атомных станций прекратилось задолго до Чернобыля, где с 1978 года у них не поступило ни одного заказа. Аналогично в Западной Европе, недавно, например, "Дойчебанк" отказался от участия в финансировании атомной станции в Билени в Болгарии. Показатель опыт группы "Арева", которая, получив явно некоммерческие кредиты на очень странную помощь государства и кредиты под практически ноль процентов, строит атомную станцию в Финляндии, тем не менее, крупнейшая компания "Арева" французская за первую половину 2006 года понесла убытки в размере 200 миллионов евро. Это в принципе показывает то, что на сегодня этот бизнес очень выгоден.



Марина Катыс: Но ведь Петр Авен, президент "Альфа-банка", человек неглупый и вряд ли бы он стал вкладывать деньги своего предприятия в убыточную отрасль.



Владимир Чупров: Первая версия, наверное, это то, что вот это решение было все-таки политически ангажировано. Известно, что сейчас государство и государственная политика направлена на огосударствление всех ключевых секторов, в первую очередь энергетики. В этой ситуации атомной энергетике отводится одна из ключевых ролей. Кремль, высшее политическое руководство, скорее всего, подали какие-то специальные сигналы, и банковская среда отреагировала, что называется, в нужном направлении.



Марина Катыс: То есть это последствия того, что случилось с Ходорковским, который плохо читал послание власти?



Владимир Чупров: Здесь очень сложно проводить параллели. Но мне кажется, что существуют рычаги, необязательно это уголовное преследование, с помощью которых можно бизнесу действовать так, как нужно в политике, даже в том случае, если это не совсем правильное направление.



Марина Катыс: То есть, если в стране принято генеральное направление развития, то есть развития атомной энергетики, то бизнес, банковский бизнес в данном случае, должен взять под козырек и направить инвестиции именно в эту отрасль.



Владимир Чупров: Скорее всего, так и есть. Причем я не думаю, что все ограничится только банковским сектором. Потому что атомная энергетика - это вещь комплексная, она включает фактически все отрасли, стороны социально-экономической системы российской, начиная с того, что это вооруженная охрана, это Министерство внутренних дел, которая тоже будет построена соответствующим образом, до тех студентов, которые должны завтра сесть за щиты управления реакторами. Система начнет выстраиваться под эту цель - 40 реакторов к 2030 году.



Марина Катыс: Может быть, все-таки за всей этой историей, я имею в виду финансирование "Альфа-банком" проектов Росатома, стоит немножко другое? Ведь в данном случае, какие бы инвестиции ни шли в эту отрасль, гарантом выступает федеральный бюджет, государство и, может быть, банки не так сильно рискуют, направляя свои деньги в эти направления развития.



Владимир Чупров: Вот мы плавно подходим ко второй версии и, возможно, что она ближе к истине. Она заключается в том, что в ближайшей перспективе нас ждет ряд принципиальных вещей. Во-первых, это повышение тарифа на электрическую энергию, потому что при нынешних тарифах, какой бы дешевой (якобы дешевой) энергия атома не была, она до сих пор не окупает тех затрат, инвестиций, которые вкладывает тот же Росэнергоатом. Росатом и группа СУАЛ, которые собирались инвестировать в строительство двух атомных энергоблоков в Мурманской области, не пришли к заключению по простой причине. Если просто посмотреть тариф, по которому СУАЛ хочет покупать электроэнергию, то он окажется гораздо ниже реальной стоимости атомной энергетики, которая включает радиоактивные отходы, ввод в эксплуатацию, строительство сетей и так далее. Первый момент, который можно спрогнозировать, это резкое повышение тарифа атомной энергетики. Сейчас он порядка 45-50 копеек стоит в среднем по концерну Росэнергоатом. Для выполнения вот этой амбициозной программы нужно, чтобы он увеличился в 1,5-2 раза, достиг рубля. То есть это уже газовая, угольная энергетика, и здесь уже ни о какой дешевизне атомной энергетики речи быть не может. Скорее всего, часть вот этого тарифа будет компенсироваться за счет федеральных средств, то есть за счет налогоплательщиков.



Марина Катыс: Вы думаете, что процесс вовлечения российских банков в финансирование проектов Росатома будет дальше развиваться достаточно широко или все-таки вот этими двумя банками, может быть, к ним присоединится еще пара банков, все и ограничится?



Владимир Чупров: Я думаю, что процесс на этом не остановится, потому что инвестиции должны составлять порядка 100 миллиардов рублей ежегодно, это очень много. Ни одна существующая крупная компания, даже тот же СУАЛ, не может себе позволить такого. Это должно быть пул банков, скорее всего, в него войдет "Внешторгбанк", то есть будут вовлечены крупнейшие российские банки, которые имеют прямую связь с высшим политическим руководством Российской Федерации. Они не самостоятельны, понятно, выполняют определенную роль.


Материалы по теме

XS
SM
MD
LG