Цены на нефть, резко выросшие во вторник на новостях о сбитом Турцией российском бомбардировщике Су-24, в среду вновь упали. К вечеру они снизились по отношению к пикам накануне почти на 3,5%. И если внезапно возникший геополитический фактор будет уходить из текущих цен и дальше, очередной их спад, начавшийся в середине октября, может продолжиться. Особенно – в ожидании очередной встречи стран ОПЕК на будущей неделе, от которой не ждут решений о сокращении добычи, а также вероятного повышения процентных ставок в США уже в декабре. Падение цен на нефть в июле-августе сразу на 25% привело к ослаблению рубля к доллару на 23%. Однако та “вторая волна” его девальвации не сильно отразилась на инфляции в стране, так как курс рубля всего лишь вернулся к минимумам начала года, которые еще тогда были заложены в цены. Теперь же, случись новый спад на рынке нефти, инфляционный эффект “третьей волны” девальвации может быть куда более заметным.
Вспомним, после обвальной девальвации рубля в декабре-январе (“первая волна”: в целом его курс к доллару упал тогда на 29% - при спаде нефти на 70%) пик годовой инфляции в России (16,9%) был пройден через 3-4 месяца, к концу марта – началу апреля. Со времени “второй волны” девальвации (июль-август) теперь прошло примерно столько же времени. Однако темпы годовой инфляции в России, чуть ускорившиеся в июле-августе (15,6% и 15,8% соответственно после 15,3% в июне), затем лишь замедлялись: в сентябре – 15,7%, в октябре – 15,6%.
Сама зависимость инфляции в стране от динамики курса рубля отнюдь не изменилась.
Инфляционный пик от “второй волны” девальвации рубля уже пройден, уверена главный аналитик “Бинбанка” Наталия Шилова. По ее оценкам, очередное ослабление валюты проявляется в ценах на продовольствие почти сразу – в течение 1-2 месяцев, а на непродовольственные товары – 4-6 месяцев в относительно спокойных условиях и примерно вдвое быстрее, “если рынок - нервный”. “Поэтому недавние колебания курса рубля уже отражены в текущих уровнях роста цен, а в ближайшие месяцы темпы инфляции уже чисто технически будут замедляться”.
Речь идет об “эффекте базы”, то есть показателях соответствующих месяцев прошлого года, когда годовые темпы роста цен оказывались максимальными. Если подобный их взлет не повторится вновь, что маловероятно даже при снижении цен на нефть, то годовая инфляция будет быстро замедляться, полагает главный экономист финансовой компании “БКС” Владимир Тихомиров. По его прогнозам, текущий годовой прирост цен, превышающий 15%, уже к январю составит менее 10%, а к марту замедлится до 7-8%. “Столь впечатляющий спад будет связан прежде всего с “эффектом базы”, - продолжает Тихомиров. – И в таких условиях инфляционный эффект “второй волны” девальвации рубля оказывается минимальным: он вряд ли может как-то повлиять на эту динамику, не говоря уже о том, чтобы ее развернуть”.
Влияние “третьей волны” девальвации рубля, если она возникнет, на инфляцию в России окажется, скорее, подобным действию “первой волны”, именно первой, а не второй.
Пик годовой инфляции действительно пришелся на март, однако помесячные ее темпы достигли своего пика намного раньше – еще в январе, уточняет научный сотрудник исследовательского института “Центр развития” Высшей школы экономики в Москве Николай Кондрашов. Весной рубль значительно укрепился, однако цены продолжали оставаться на прежних уровнях, то есть соответствующих пикам “первой волны” девальвации. Поэтому, когда к концу лета рубль вновь упал до январских минимумов, влияние этой “второй волны” на внутренние цены и оказалось на порядок меньшим, чем в начале года.
“Текущие данные по инфляции, скорее, говорят о том, что влияние на нее “второй волны” уже в основном исчерпано и что до конца года темпы роста цен замедлятся еще больше, - продолжает Кондрашов. – По нашим оценкам, и в ноябре, и в декабре помесячные темпы составят 0,6%, а в целом по итогам 2015 года – 12,5%”.
Сочетание этих факторов позволяет говорить о том, что, даже в случае существенного падения цен на нефть, мы не увидим столь же катастрофического обвала рубля, как в ноябре-январе.
Впрочем, большинство экспертных прогнозов в отношении и курса рубля, и темпов роста цен в России на ближайшие месяцы содержат одну и ту же, по сути своей, оговорку: “… если не случится нового падения цен на нефть”. Но пока, на фоне сохраняющегося весомого превышения ее предложения в мире над реальным спросом, больше, скорее, шансов на их новое снижение, чем на возвращение к росту. И в этом случае можно ожидать очередной, уже “третьей волны” девальвации рубля, в результате которой его курс может упасть и ниже прежних своих минимумов – января и августа. Хотя, безусловно, это будет зависеть от масштабов падения самих нефтяных цен.
В ноябре-декабре прошлого года нефть подешевела практически вдвое – со 100 до 50 долларов за баррель, напоминает Наталия Шилова, однако теперь, по ее словам, падение цен сразу в два раза – скажем, до 20 долларов за баррель – представляется все же маловероятным. “Если нефтяные цены снизятся с нынешних 45 долларов до 40, это, безусловно, приведет к некоторому дополнительному снижению курса рубля. Но оно будет, скорее, более умеренным, а потому и инфляционное влияние такой “третьей волны” девальвации окажется намного меньшим”.
Весной рубль значительно укрепился, однако цены продолжали оставаться на прежних уровнях, то есть соответствующих пикам “первой волны” девальвации.
С начала октября цены на нефть упали в целом на 15%, тогда как курс рубля к доллару в итоге остался на прежнем уровне. Еще несколько месяцев назад такое трудно было представить, но дело в том, что, прежде всего, сократился сам спрос на валюту в России, поясняет Владимир Тихомиров. Пик платежей компаний и предприятий по своим внешним долгам фактически пройден, да и на ближайшие год-два, судя по графикам Центрального банка, они будут относительно умеренными. Со стороны населения спрос также упал. Те, кто хотел перевести сбережения в валюту, давно это сделал. А у остальных, на фоне резкого падения доходов, остается все меньше денег, которые они в принципе могли бы направлять в сбережения, тем более – в валютные, продолжает эксперт. Наконец, из-за жесткой денежной политики Центрального банка рубли остаются относительно дорогими. Соответственно, биржевые спекуляции с рублем тоже дороги и рискованны.
Текущие данные по инфляции, скорее, говорят о том, что влияние на нее “второй волны” уже в основном исчерпано и что до конца года темпы роста цен замедлятся еще больше.
“Сочетание этих факторов позволяет говорить о том, что, даже в случае существенного падения цен на нефть, мы не увидим столь же катастрофического обвала рубля, как в ноябре-январе, хотя он, безусловно, и ослабеет, - прогнозирует Тихомиров. – Соответственно, и влияние на динамику цен будет меньшим. Плюс – цены меняются от колебаний не только обменного курса, но и внутреннего спроса, а он в стране резко упал”.
Влияние “третьей волны” девальвации рубля, если она возникнет, на инфляцию в России окажется, скорее, подобным действию “первой волны”, именно первой, а не второй, считает Николай Кондрашов. Более того, саму вторую “волну” можно считать не отдельной, а всего лишь продолжением первой, коль скоро окрепший было рубль в результате “второй волны” просто вернулся к минимумам “первой”. И дальнейшее падение цен на нефть, случись оно, окажет на рост цен в стране гораздо более заметное влияние, чем их спад в июле-августе.
У населения, на фоне резкого падения доходов, остается все меньше денег, которые оно в принципе могло бы направлять в сбережения, тем более – в валютные.
“Если цены на нефть упадут с нынешних 45 долларов за баррель до 40, а курс рубля, соответственно, где-то до 72-ух за доллар, то инфляция в России в 2016 году составит не 5,6%, как мы пока прогнозируем, а уже 7-7,5%, продолжает Кондрашов. – В случае же падения нефтяных цен до 35 долларов, рост внутренних цен в будущем году может ускориться примерно до 9,5%. Сама зависимость инфляции в стране от динамики курса рубля отнюдь не изменилась”.