Ссылки для упрощенного доступа

В Польше скорбят о кончине режиссера кино и театра Анджея Вайды


Анджей Вайда
Анджей Вайда

В Польше скорбят по поводу смерти выдающегося режиссера Анджея Вайды. Хотя не всем была по душе его ангажированность в политику в последние годы, в частности, поддержка Бронислава Коморовского, проигравшего минувшие президентские выборы, но в этот печальный для поляков день о политике говорят реже, сообщает корреспондент Радио Свобода Алексей Дзикавицкий.

Соболезнования родным и близким Анджея Вайды выразила канцелярия президента Республики Польша Анджея Дуды. Похороны состоятся на следующей неделе в Кракове, на Сальваторском кладбище, где находится семейная могила родственников Вайды и где он завещал себя похоронить. Как заявил 10 октября мэр Кракова, похороны будут частными, их дата пока не называется.

Интернет-портал TVN24.pl помещает высказывания известных людей, посвященные Анджею Вайде.

Актер Даниэль Ольбрыхский, сыгравший в 13 фильмах Вайды:

"Я многократно повторял, еще когда Анджей был жив, что за всю свою длинную творческую жизнь не встречал режиссера, который мог так работать с актерами. Он знал, что актерам нужна зрительская любовь и сам нам её отдавал, находясь с другой стороны камеры. Одновременно он был очень жестким критиком. Если на его лице появлялась даже легкая тень недовольства, то я знал, что в следующем дубле нужно исправиться".

А вот слова актера Яна Энглерта, актера и театрального педагога, исполнившего роль генерала в фильме "Катынь":

"Самое важное, что я хочу сказать, – ушел из жизни человек большого масштаба. Это был не только выдающийся творец, но и в самом прямом значении этого слова авторитет. Это один из последних авторитетов, к идеальному мастерству которых я мог стремиться и слушать".

Портал gazeta.pl помещает короткое интервью с Анджеем Вайдой, сделанное для телеканала Stopklatka. Вот небольшой фрагмент:

"Главное – это работа: где работа, там и я. Когда-то в Старом театре в Кракове я делал постановку "Преступление и наказание" по Достоевскому. И сказал продюсеру, чтобы для последней сцены, где героиня читает Евангелие, отправляясь в ссылку в Сибирь, приготовили для массовки соответствующие костюмы и людей. И вот приезжаю рано в 7 утра и смотрю – стоят грузовики, полные бойцов спецподразделений милиции. Я думаю – Боже, что случилось? Зачем их столько тут? Что я такого натворил? Но тут прибежала продюсер и говорит – не волнуйтесь, господин режиссер, мы сейчас их всех переоденем для массовки!"

Последний фильм Анджея Вайды, название которого можно перевести как "Остаточные изображения" (по-польски – "Powidoki"), решено выбрать в качестве кандидата от Польши на премию американской киноакадемии "Оскар".

В своем творчестве Вайда всегда поднимал острые проблемы польской истории, культуры и межнациональных отношений. Одним из таких фильмов была "Страстная неделя" (1995), получившая "Серебряный медведь" за выдающиеся художественные достижения на кинофестивале в Берлине 1996 года, а также "Девочка Никто" (1997), "Пан Тадеуш" (2000), "Катынь" (2008), "Валенса: человек из надежды" (2013), "Земля обетованная" (по роману Владислава Реймонта), "Всё на продажу" (1968).

Вайда снял три фильма по мотивам произведений Ярослава Ивашкевича: "Березняк", "Барышни из Вилько", "Аир".

Вайда родился 6 марта 1926 года. Широкое признание к нему
пришло после фильма о судьбе участников Варшавского восстания
"Канал" (1956), удостоенного нескольких премий, в том числе специального приза на кинофестивале в Канне в 1957 году. Заметный общественно-политический резонанс, и не только в Польше, вызвали его фильмы "Корчак", "Человек из мрамора", "Без наркоза", "Человек из железа", "Дантон".

Вайда поставил около 40 спектаклей в разных театрах мира.

XS
SM
MD
LG