Определить ментальную разницу поколений довольно сложно – во-первых, это требует специальных лонгитюдных исследований, во-вторых, условия жизни меняются буквально на глазах, а с ними и способы бытования. Однако есть расхождения очевидные, например, то, как проводили свободное время подростки и молодые люди в советское время и как бездельничают теперь.
Проект "Реальность", Кэти
В конце концов, программа в массовой школе не слишком отличается от советской, а, судя по всему, скоро и вовсе сравняется. Экономические трудности заставят семьи подтянуть пояса – кого-то ограничить число поездок за границу, кого-то – сумму карманных денег, и таким образом снова подравняется социальная планка. Тем не менее, останется нечто важное, что формирует нас – свободное время. Это время, когда человек предоставлен сам себе, когда в голову лезут случайные мысли, когда надо придумать себе занятие или поразмышлять о вселенной. Многие психологи считают, что плотный график лишает современных детей свободы выбора и мешает формированию креативности, поскольку для творчества требуется пространство. А чтобы полезные навыки и обширные знания по-настоящему заработали, нужна еще привычка к свободе.
Любопытно, что когда в России появилась экономически активная молодежь, сначала все кинулись отдыхать – максимально расслабленно или максимально активно, потом поехали в языковые лагеря, а теперь возникает все больше мест для воспитания креативных способностей. Можно подумать, что люди разучились пассивно отдыхать и не выносят безделья, или так мало устают на работе, что им требуется исключительно активный отдых.
"Я не назову ни одного человека из своего окружения, - рассказывает сооснователь лагерей по развитию креативности MOST Creative Camp Соломон Шлосман, - который на новогодние или майские праздники выпадает под одеяло и смотрит сериалы. Очень многие едут путешествовать. Однажды я сам встречал Новый год на высоте 3 тыс. в Непале в какой-то малюсенькой деревушке. Кто-то уезжает в теплые страны почти на всю зиму. Но и в Москве много всего разного, чем можно в свободное время заняться – спектакли, вечеринки, экскурсии, интересные образовательные программы".
Активный отдых, понятно, требуется тем, кто рабочее время проводит сидя за компьютером. С другой стороны, современная работа такова, что постоянно требует обновления, а время для учебы – только личное. Прошли советские времена, когда квалификацию сотрудникам повышали за счет предприятия, теперь каждый выстраивает карьеру самостоятельно. Кроме того, привыкнув со школьных лет не терять ни минуты, молодой человек продолжает жить в этом ритме и повзрослев. К тому же у него перед глазами постоянно маячит стимул – более продвинутый гаджет, модное платье, новая марка машины, собственная квартира - на любой вкус. В свою очередь, подсевшие на иглу потребления родители заботятся не столько о счастье ребенка, сколько о его экономическом благополучии.
Конечно, приятно читать книжку или смотреть в окно, разглядывая прохожих, когда уроки сделаны, учебники сложены в портфель, бабушка хлопочет на кухне, а по телевизору показывают черно-белые новости и партийные съезды. Невольно подойдешь к родительскому книжному шкафу или позовешь друзей гулять на улицу. По такому сценарию жили практически все дети Советского союза, независимо от величины городов. Существовали, правда, как объяснил композитор Александр Журбин, некоторые различия в республиках:
- Мое детство прошло в солнечном городе Ташкенте, а там отдыхали весело, много общались. На праздники можно было зайти в любой двор, и тебя обязательно угостят пловом или шашлыком. Однажды мои родители ушли праздновать к своим друзьям, а ко мне в дом пришла компания моих сверстников. Нам было по шестнадцать лет. Вы можете себе представить, что эти сверстники сделали с нашей квартирой! Все хотели почувствовать себя взрослыми, и в итоге - повсюду окурки, разбитые стаканы. Мама с папой, когда вернулись, были в полном ужасе. Но ничего, все забылось, все простилось.
Еще родители на каникулы привозили меня в Россию, к родственникам в Москву. Но, поскольку я не умел ни на лыжах ходить, ни на коньках кататься, телевизор был главным развлечением. По-моему, таковым и сейчас для многих остается. Тогда, правда, было другое дело - никогда в жизни советское телевидение не показывало ни Фрэнка Синатру, ни Эллу Фицджеральд или Элтона Джона. И только в новогоднюю ночь после того, как заканчивался "Голубой огонек", начиналось пиршество больших зарубежных звезд. Я не думаю, что показывали лицензионные записи. Но в новогоднюю ночь вся страна могла посмотреть на реальных звезд. Для нас, музыкантов, это было крайне важно, ведь мы слушали "Голос Америки", Радио Свобода, до нас с помехами доносились какие-то звуки джаза, рок-музыки, поп-идолов. А тут мы их видели! Современному поколению нас не понять – они могут это сделать в любой момент.
Еще одно важное отличие – танцы для молодежи были необходимой вещью. Мы все немножко учились танцевать. Сейчас я вижу, что танцуют все со всеми. И даже в голову никому не придет поговорить со своей дамой, сказать ей комплимент. Я считаю, что парные танцы очень правильный формат для знакомства. И более человечный, чем просто стоит толпа не очень трезвых людей и трясется в каком-то ритме. Я и сейчас бываю на балах, недавно, например, в Вене. Там эта традиция поддерживается – танцевать один на один с девушкой, которая тебе нравится.
Сегодня дворовая жизнь, о которой рассказывал Александр Журбин, еще как-то теплится в спальных районах мегаполисов. Любопытно, что даже закончив школу, молодые люди продолжают собираться на детских площадках, словно не решаясь покинуть родную песочницу. Зимой такие компании перебираются на лестничную площадку или в торговый центр, если есть поблизости. Однако самое активное общение происходит в социальных сетях, и здесь возможности (если не говорить о скорости трафика) у всех равные. Другое дело, что отсутствующий онлайн родитель может не услышать крика о помощи, считает руководитель направления по работе с подростками "Перекресток" ГППЦ Кирилл Хломов:
- Действительно, культура свободного времени поменялась, и большая часть подростков, которые раньше находились на улице, сейчас остаются дома, за компьютером, онлайн. С другой стороны, у части подростков есть занятия дополнительного образования. Они посещают кружки, у них есть репетиторы, то есть свободного времени как такового у них нет. И есть большая группа подростков, которые переместились с улиц в торговые центры.
Это довольно трудный возраст - подросток отделяется, сепарируется. Он протестный. С ним сложно. А родитель к этому моменту уже устает, потому что много-много лет занимается воспитанием. Чтобы искать пути и подходы к подростку, надо прикладывать все больше усилий, выдерживать этот протест. И конфликтное поведение, неприятные высказывания – это тоже трудно. В этом смысле проще подростка оставить одного - пусть занимается, чем хочет.
С другой стороны, в современной семье очень много изоляции, здесь у каждого свой гаджет, у каждого свое пространство. И это личное пространство оставляет подростков без пространства для контакта, без возможности для встреч со взрослыми.
Конечно, произошла смена традиций. Если помните, раньше была традиция совместного обеда, когда вся семья собиралась и что-то обсуждала. Потом появился телевизор. И появилась традиция вместе смотреть телевизор, попутно комментируя происходящее на экране. Следующий этап – люди быстро поели, каждый достает свой гаджет и комментирует то, что прочел в ленте "Фейсбука", либо "ВКонтакте", либо пересылает какую-то картинку и т. д.
Понятно, что традиции не транслируются сверху, они возникают сами, когда то, что предлагается, становится соблазнительней того, что есть. Смотреть телевизор было соблазнителей, чем смотреть на лица родственников и обсуждать новости. Смотреть в гаджет и читать свою ленту в "Фейсбуке" соблазнителей, чем сидеть вместе перед телевизором. Хотя местами такие ретроградные традиции вполне успешно сохраняются. Я считаю, что одна из сложностей развития современного человека заключается в том, чтобы уметь отказываться от соблазна, иначе всю жизнь можно прожить с компьютером. Известны случаи в японских семьях, когда подростки отказывается взрослеть, выходить из дома и продолжают жить с родителями. И это вполне присутствует и в российской культуре, хотя здесь проблема, скорее, не подростковая, а молодежная.
В то время как старшее поколение болезненно переживает уход от привычных традиций, младшее, как отметил Кирилл Хломов, прокладывает свой собственный путь в интернете. Они стали свободнее и бесстрашнее, потому что никто им не запрещал лежать на газонах и старушки не плевались вслед за то, что синие волосы, тень хулигана не маячила в подъезде. И все равно многие из них возвращаются в песочницу - курят, матерятся, пьют пиво, воспитывают собственных детей. Режиссер Александр Расторгуев рассказал о наблюдениях, полученных во время проекта "Реальность", в котором приняли участие молодые люди из самых разных социальных групп:
- Неожиданно для себя я понял, что 90% девочек или молодых девушек, которые приходили на кастинг, все росли в неполных семьях. И у них всегда такой заочный разговор с отцом, а участие в нашем проекте - это попытка найти некий социальный рупор, чтобы послать ему какой-то привет.
Что касается отделения подростка от взрослого. Мне кажется, что сейчас произошла важная штука. Люди поняли, что, да, мы чужие люди, давайте, уже не будем друг друга мучить тем, чтобы стать друг другу родными. Потому что есть столько личных пространств, в том числе в интернете, в гаджете и т. д., что мы можем друг друга не насиловать. То есть люди проживают бок о бок, а на самом деле чужие. И довольно быстро родители понимают, что их дети чужие, а дети понимают, что родители им чужие.
У меня взрослый сын, и у нас были глобальные сложности в школе. Он был отчислен за поведение из выпускного класса. И в какой-то момент я понял, что мне проще занять его позицию и не пытаться договориться с преподавателями, а помочь ему экстерном сдать экзамены. Потом мне стало понятно, что проще купить ему какой-нибудь принтер, чтобы он из Интернета украл нужные работы и сдал их за какие-то условные оценки. Я думаю, что родители подменяют отношения с детьми покупкой разных продуктов – образовательных, развлекательных и т. д. Это имитация отношений, имитация воспитания. И я не знаю, что будет, если отнять все эти гаджеты, отменить кружки - вдруг дети поймут, что они с родителями чужие люди, которые просто живут вместе?