По традиции программа "Прессинг" и Радио "Свобода" в канун Нового года определили Лучшего тренера года в России. На этот раз им стал итальянский специалист Джованни Капрара, приведшимй женскую сборную страны по волейболу к первой в ее истории победе на чемпионате мира.
- Что вы привнесли в сборную России, чего ей не хватало для таких больших побед раньше?
- Что касается игры, то с уверенностью можно сказать: организации блока и защиты. До начала моей работы с командой эти компоненты были на очень низком уровне. С точки же зрения психологии, я старался, в первую очередь, донести до игроков, что им никогда не нужно стыдиться своих эмоций, какими бы они ни были. Если хочется плакать - нужно плакать, если хочется смеяться - то смеяться. И не надо стесняться, что ты – русский. Именно так было с гимном, потому что поначалу они стеснялись его петь, стеснялись во время его исполнения показывать свои эмоции.
- Если вспоминать финальный матч, то в первом сете на лицах девчонок были улыбки, а потом, после того как проиграли, улыбки пропали, игра перестала получаться. Хорошее настроение вернулось только в третьем сете, наверное, вместе с определенной уверенностью, и сразу появился результат. А для вас является ли настроение игроков на площадке барометром их состояния, течения игры?
- Нет, я больше смотрю за игрой. Но я знал, что девочки в этой встрече сильно нервничали и из-за этого допустили много ошибок на приеме. Потом, когда они немного успокоились, справились со своими эмоциями, мы начали показывать игру, которую вы все видели.
- Сборная России стала чемпионом мира, и теперь соперники, готовясь к матчам с ней, будут настраиваться на эти встречи по-особенному. Что еще предстоит сделать команде, чтобы противостоять натиску всего мира?
- Конечно, каждый, кто играет против чемпионов, старается играть лучше. Для нас этот факт является еще одним стимулом для того, чтобы стараться работать еще лучше. Ведь всегда труднее удержаться на вершине, чем забраться на нее. Мы хотим побеждать и дальше, и понимаем, что для этого надо продолжать работать. Нельзя останавливаться на достигнутом, всегда надо двигаться вперед.
- Каковы ваши впечатления от работы в России?
- В Москве мне очень нравится. Я просто обожаю этот город. Что же касается работы, то с каждым годом становится все лучше и лучше. Стал понимать, во-первых, русский язык, а во-вторых, русских людей и их характер. А они стали понимать меня.
- Что вы скажете об организации чемпионата мира?
- Мне не понравилось, что после завершения финального матча не было никакого праздника, традиционного фейерверка, когда все вместе празднуют окончание мирового первенства, чествуют победителей. Обычно это праздник. И вообще мне не очень нравится менталитет японцев. Он какой-то квадратный. Они по десять раз одно и то же проверяют, по десять раз все сравнивают, чтобы все было тютелька в тютельку. Если, например, организаторами выезд из гостиницы был запланирован на определенное время, а мы хотели выехать на пять минут раньше или позже, то чтобы сдвинуть это время, надо было запрашивать разрешение чуть ли не у президента страны.
- Как вы отнеслись к тому, что финал игрался в будний день, да еще и днем, а после него был матч за пятое место?
- Я думаю, что это не нормально. Потому что финал должен быть последним матчем. Но там последний матч играла Япония против Китая. Так быть не должно.
- Вам это эмоционально не мешало? Болельщиков было не так много.
- Нет, не мешало, я только думал о том, чтобы выиграть матч. Но я все равно думаю, что последним матчем должен быть финал.
- Первую игру бразильянкам вы проиграли, и с этого, на мой взгляд, началось самое интересное. О чем вы думали в тот момент, какие эмоции испытывали?
- Я считаю, что нам очень повезло в том, что до финальной игры мы встречались со сборной Бразилии три раза. Это была хорошая практика, которая позволила нам понять, в чем мы уступаем сопернику, что нужно изменить и над чем надо работать. Думаю, что именно это помогло нам выиграть чемпионат мира. Первый раз, в розыгрыше Гран-при, мы проиграли со счетом 0:3, и хорошо провели только одну партию. Вторую игру мы проиграли - 1:3, играя хорошо две партии. Третью проиграли - 1:3, но хорошо играли уже три партии. Ну а четвертую выиграли. Если же говорить о настрое команды после проигрыша бразильянкам в первом матче чемпионата мира, то уверен, что девочки, так же как и я, поняли: несмотря на поражение, мы можем выиграть, потому что от матча к матчу мы улучшали свою игру и приобретали определенную уверенность.
- На чемпионате мира вы обыграли команду своей родины. Не испытывали при этом угрызений совести?
- Я не только не чувствовал себя виноватым после победы над сборной Италии, напротив, мне было это крайне приятно. А мои итальянские коллеги и даже президент Федерации после матча признали, что сборная России – сильнейшая на этом чемпионате и что она сейчас совсем другая, нежели была раньше.
-Что значит для вас победа на чемпионате мира, и как ее восприняли в России?
- Выиграть чемпионат мира для любого тренера это сон, мечта, которая не всегда может сбыться. Что значит эта победа для российского волейбола, думаю, не мне об этом судить. Все-таки я иностранец. Но, глядя на реакцию журналистов и болельщиков, я бы сказал, что все очень довольны.
- Обсуждая кандидатуры на роль лучшего тренера года, мы думали об Этторе Мессине, который выиграл баскетбольную Евголигу, думали о вас, предполагали, что ваш успех может повторить и Зоран Гайич. В общем, получалось, что в круг зрения попадали сплошь иностранцы. А вы знаете российских наставников, которые могут претендовать на это звание? Неужели в России так плохо с хорошими специалистами?
- Конечно, быть в этой номинации с такими великими тренерами, как Гайич и Мессина, для меня уже большая честь. И очень приятно, что удалось их опередить. Что же касается российских тренеров, то над этим вопросом, я думаю, всем надо работать. Потому что здесь Россия немного отстает.
- Вы стали чемпионом мира. В Новый Год какое желание загадаете? Будет ли оно связано с волейболом?
- Что касается спорта, то здесь, наверное, все предельно ясно. Я всегда хочу выигрывать, но я считаю, что такое желание должно возникать не под Новый Год, а быть целью жизни.