Ссылки для упрощенного доступа

«Нью-Йорк Таймс». Последняя пятилетка на бумаге


В Нью-Йорке выходят четыре крупнейших газеты, а жители города читают чаще всего в общественном транспорте. [Фото — <a href = "http://en.wikipedia.org/wiki/Image:NYC_subway_riders_with_their_newspapers.jpg" target=_blank>Wikipedia</a>]
В Нью-Йорке выходят четыре крупнейших газеты, а жители города читают чаще всего в общественном транспорте. [Фото — <a href = "http://en.wikipedia.org/wiki/Image:NYC_subway_riders_with_their_newspapers.jpg" target=_blank>Wikipedia</a>]

Издатель New York Times, возможно, самой авторитетной в мире газеты, позволил себе фразу, потрясшую американское журналистское сообщество. Артур Сульцбергер (Arthur Ochs Sulzberger Jr.) предположил, что через пять лет благородной газете, хранителю лучших журналистских традиций придется остановить печатные станки и продолжать существовать лишь в онлайновой версии.


На прошлой неделе 90-летний патриарх американской тележурналистики Уолтер Кронкайт (Walter Cronkite), выступая перед профессионалами СМИ и студентами факультета журналистики Колумбийского университета, заявил, что задачи, стоящие сегодня перед журналистами, гораздо серьезнее, чем во времена его молодости. Журналисты, сказал он, не могут в прежней степени рассчитывать на полную финансовую и моральную поддержку работодателей в выполнении своих обязанностей. Из-за слияний и сокращений в средствах массовой информации во многих американских городах осталось только по одной газете.


Вещательные компании сокращают эфирное время, отводимое для новостей. Кронкайт напомнил владельцам медиа-компаний об их особых обязательствах пред гражданским обществом.


Насколько обоснованна тревога известного телеведущего? С этим вопросом мы обратились к одному из его коллег, профессору журналистики Бостонского университета и сотруднику Гуверовского института Роберту Зелнику: «Действительно, в США настали очень непростые времена для серьезных журналистов. Многие газеты объявляют банкротство, снижается число читателей, сокращаются ресурсы, выделенные на сбор новостей. Смена аудитории, ее вкусов и жизненного уклада стали препятствием для серьезных журналистских программ на телевидении. Эфирные СМИ вынуждены свертывать освещение не только зарубежных событий, но и серьезных внутренних проблем. Они пытаются отвоевать аудиторию друг у друга, первыми выдавая сенсационные сообщения вместо того, чтобы давать глубокие, добротные, заслуживающие доверия журналистские материалы.


Издатель «Нью-Йорк Таймс» Артур Сульцбергер, комментируя падение доходов газеты четыре годя подряд, заявил, что не исключает исчезновения ее печатной версии в ближайшие пять лет. Интернет-версия, сказал он, выглядит куда экономичнее. Неужели настанет день, когда свежий выпуск легендарной газеты можно будет не листать, а только читать с компьютерного монитора? Роберт Зелник считает, это печальным событием: «Я далеко не всегда разделяю взгляды, выражаемые в редакционных статьях «Нью-Йорк Таймс». Но с точки зрения мобилизации журналистских сил, проницательности, освещения мировых событий эта газета остается непревзойденной. Она придерживается высоких стандартов, которых за всю историю прессы удалось достичь считанным газетам. Разговоры о возможной ликвидации ее печатной версии, видимо, имеют под собой реальную основу. На позапрошлой неделе дочерняя газета «Нью-Йорк Таймс» - Boston Globe — сообщила о списаниях кредитов и потерях в сумме 570 миллионов долларов, а также о закрытии ряда своих зарубежных бюро.


Если верить настойчивым слухам, настроение в редакциях многих американских газет, включая такие респектабельные, как «Лос-Анджелес Таймс» (Los Angeles Times), сродни панике царящей на тонущем корабле. На фоне падающей подписки и перемещения рекламных долларов в интернете газетный бизнес выглядит почти обреченным. Может ли это действительно стать началом заката газет, как заметного средства информации?


Мы задали этот вопрос Арчу Паддингтону, вице-президенту правозащитной организации Freedom House, бывшему заместителю редактора одной из нью-йоркских газет: «Это прискорбное явление, как старый газетчик я верю в то, что газета незаменима, что никакое телевидение не может заменить удовольствия, приносимого чтением газеты, возможностью держать ее в руках. Но я боюсь, что борьба газеты с интернетом — это все равно, что борьба с промышленной революцией, в данном случае — с революцией технологической. Простой пример: мои молодые коллеги по Freedom House, в отличие от меня, не читают по утрам газет; они, придя на работу, тут же выходят на интернет, чтобы войти в курс последних новостей. Я не знаю, умрет ли газета как печатное издание — это трудно представить. Я думаю, что интернетное информационное поле будет все больше напоминать газетное. Журналистские коллективы, я думаю, будут собирать, обрабатывать информацию, а редакторы будут ответственны за то, чтобы выбор новостей и комментариев был интересен наиболее широкому кругу потребителей информации. Я подозреваю, что блоги, индивидуальные страницы, уступят в интернете в будущем первенство более объемным разнообразным формам подачи материалов, похожим на традиционные газетные».


XS
SM
MD
LG