Ссылки для упрощенного доступа

«Чем жестче будет реакция, тем больше она будет стимулировать протест»


Питерские власти будут делать хорошую мину при плохой игре, и сваливать все на московских бунтовщиков, говорят эксперты
Питерские власти будут делать хорошую мину при плохой игре, и сваливать все на московских бунтовщиков, говорят эксперты

Хотя место проведения следующего, апрельского «Марша несогласных» пока не разглашают, по мнению некоторых его участников, он может пройти в Москве. Причем, не в виде митинга, а в виде массового шествия. Между тем, московские власти в конце прошлого года уже запрещали шествие по столице. В итоге декабрьская акция на Триумфальной площади состоялась в виде митинга и собрала 3 тысячи участников. Столько же было сотрудников милиции и бойцов внутренних войск, которые задержали более 300 манифестантов.


Лидер НБП Эдуард Лимонов уверен, что в выходные в Санкт-Петербурге «Другая Россия» заявила о себе как серьезная политическая сила, и в середине апреля на московскую демонстрацию придет даже большее число людей: «Раньше считалось самой массовой силой у нас в стране КПРФ. Сегодня можно уже абсолютно точно и четко заявить, что "Другая Россия" является массовой коалицией. Народ выходит с нами. Мы выводим самое большее количество людей. Для сравнения. Тот же митинг КПРФ в тот же день, заметьте, в том же городе и в тот же час (в 12 часов заявлены) не собрал больше, чем несколько сот человек».


Коммунисты действительно провели свой митинг в то же время, что и «Марш несогласных». Эдуард Лимонов и его товарищи по «Другой России» уверены, что так сложилось в результате общения лидера КПРФ Геннадия Зюганова и губернатора Петербурга Валентины Матвиенко. Крупные партии демократического направления разделились: «Союз правых сил» не поддержал "Марш несогласных", а члены питерского отделения «Яблока» были в колоннах протестующих. Ранее лидер СПС Никита Белых заявлял Радио Свобода, что с «Другой Россией» пути его партии не пересекаются, потому что Гарри Каспаров и его соратники призывают к бойкоту выборов:


«"Другая Россия" придерживается принципиально иной точно зрения, а именно - идеи бойкотировать выборы. Помимо разницы наших взглядов по поводу право-левой коалиции, это очень серьезный водораздел, который проходит между нами и "Другой Россией". Мы считаем, что даже в этих условиях, которые сложились в России, даже при том кастрированном избирательном законодательстве, в выборах надо участвовать, необходимо общаться через выборы со своими избирателями, необходимо давать им возможность выразить свою точку зрения».

При этом требования «Марша несогласных» поддержали некоторые известные политики, примкнувшие недавно к партии «Справедливая Россия», в частности, бывший министр российского правительства Оксана Дмитриева.


На вопрос РС, как оценивают петербургские политологи итоги «Марша несогласных», ответил доцент Европейского института Владимир Гельман:
- Это было, пожалуй, самое крупное выступление политического протеста, вообще, во всей России после октября 1993 года. Я подчеркну, именно политического, а не социального протеста. Конечно, были акции протеста после монетизации льгот, другие, но в данном случае требования были именно политические. В общем, это такой серьезный звонок для наших властей - и городских, и федеральных.


- Как вы думаете, городские власти внесут какие-то коррективы в свою политику в преддверии местных выборов и сразу после их окончания, или ничего не поможет?
- Я думаю, что, скорее всего, будут делать хорошую мину при плохой игре, и сваливать все на неких приехавших из Москвы бунтовщиков. Но реально надо понимать, что действия городских властей все-таки зависят от того, что скажут в Москве. Поэтому губернатор сейчас ориентируется не на мнение граждан, не на мнение горожан, а на мнение Кремля. Собственно, в этом отношении петербургский губернатор мало отличается от других регионов.


- Тем не менее, обвинения со стороны демократических партий, которые по тем или иным причинам оказались лишены возможности участвовать в местных выборах, в Законодательное собрание Петербурга, они обращены напрямую к Валентине Матвиенко, которую упрекают во многих смертных грехах. Насколько вам кажутся обоснованными такие обвинения?
- На самом деле, во многих своих проявлениях городские власти пытаются так бежать впереди паровоз. Это касается и того, что «Яблоко» было снято с выборов по надуманным предлогам, и в таком нарочитом продавливании проектов типа «Газпром-Сити», который встречают очень неоднозначную реакцию в городе, и во многих других проявлениях городские власти, скажем так, слишком стремятся угодить Кремлю и слишком плюют на мнение горожан. Я думаю, что это стало дополнительным катализатором вот этой акции протеста.


- А как вы вообще считаете, могут ли новые публичные акции стать сколько-нибудь серьезным генератором протестных настроений российских граждан накануне выборов в Государственную Думу?
- Здесь много будет зависеть, конечно, от контекста и действий федеральных властей. Я думаю, что чем жестче будет реакция, подобная той, как демонстрировали власти Петербурга, тем, соответственно, больше она будет стимулировать протест. Ведь если у оппозиции нет возможности бороться в парламенте, бороться на выборах, ей ничего просто не остается делать, как выходить на улицу. Как, кстати, произошло с тем же самым петербургским «Яблоком».




XS
SM
MD
LG