Лидер Республиканской партии России Владимир Рыжков намерен добиться от Европейского суда по правам человека ускоренного рассмотрения жалобы на ликвидацию старейшей партии России. Об этом депутат заявил на пресс-конференции накануне заседания кассационной комиссии Верховного суда по вопросу ликвидации РПР, которое намечено на 31 мая. Если суд постановит ликвидировать партию, заявил Рыжков, он намерен подать иск в Конституционный суд России, чтобы оспорить нынешний закон о партиях.
Владимир Рыжков пригласил всех журналистов посетить заседание Верховного суда России, который должны окончательно решить, быть Республиканской партии или нет. «Мы специально договорились с судьями, чтобы нам выделили большой зал и заседание сделали открытым для всех», - сразу предупредил депутат. Правда, сам же и добавил, что особых надежд на положительное для его партии решение суда он не питает.
«Мы будем приятно удивлены, если выиграем в четверг, - сказал Рыжков. - Но мы всегда готовимся к худшему варианту, и эта подготовка, как я уже сказал, заключается в двух вещах: немедленно после проигрыша, если таковой случится, мы направим два иска. Один - с требованием о срочном рассмотрении дела в Страсбурге и второй - запрос в Конституционный по поводу закона о партиях».
Претензии суда к РПР основываются на данных, которые предоставила Росрегистрация. По ее подсчетам, в Республиканской партии на сегодняшний день числится 42 тысячи членов при необходимых по закону 50 тысячах. В 15 региональных отделения Росгосрегистрация не досчиталась необходимого числа членов (в этих отделениях должно быть не менее 500 человек). По словам Владимира Рыжкова, сами методы определения численности партии у Росрегистрации незаконны, сделаны непрофессионально и все их предоставленные данные шиты белыми нитками.
«Проверки в регионах проводились без утвержденной методики, - говорит Владимир Рыжков. - Итоги этой проверки нам на руки не выдавались. Суду была предоставлена общая справка, где было написано, что у нас нет нужной численности, и суд сказал: хорошо, мы согласны, нет нужной численности. Как проводилась проверка? Звонили по телефонам: вы член партии? Кто-то там на другом конце трубки говорит: нет. А если ошиблись номером? А если это племянник? А если не туда позвонили? Тем не менее, такая телефонная проверка явилась основанием для утверждения, что у нас нет необходимой численности. Или, например, автоматически были вычеркнуты те члены партии, которых не нашли по адресу, который указан. А если человек переехал? Означает ли, что если по этому адресу никого нет, то такого человека не существует, он вышел из партии? То есть все шито белыми нитками, все это не выдерживает никакой критики. Но, к сожалению, наши суды идут в данном случае на поводу у Росрегистрации и занимают ее точку зрения».
По данным лидера Республиканской партии, сегодня в ней состоят 58 166 человек, работают 48 региональных отделений, федеральный исполком состоит из 8819 членов РПР. Таким образом, уверен Владимир Рыжков, партия полностью соответствует требованиям федерального закона о политических партиях, хотя сам депутат категоричен: нынешний закон о партиях беспрецедентен, такого нет даже в Белоруссии.
«Приведу свежий пример, - говорит Владимир Рыжков. - Я вчера утром вернулся из Белоруссии, где принимал участие в Конгрессе демократических сил. Так вот даже в Белоруссии нет случая, когда власть отказывает в регистрации политическим партиям, и все оппозиционные политические партии зарегистрированы. И знаете, какая численность требуется для регистрации политической партии? Тысяча человек. Сравните с российскими условиями. И, конечно же, там нет ничего похожего на численность по регионам, ежегодные проверки, близко нет ничего подобного. То есть даже в диктаторской Белоруссии партийный закон гораздо более либеральный и демократический, чем в России, которая называет себя демократическим государством».
Владимир Рыжков готов биться за свою партию до последнего, более того, он намерен принять участие в предстоящих выборах в Госдуму: «Европейский суд может приостановить решение Верховного суда России о ликвидации партии, у него есть такие полномочия. Если Европейский суд по правам человека приостановит решение о ликвидации РПР, это означает, что РПР сможет принять участие в декабрьских выборах в Государственную Думу. И второе. Европейский суд по правам человека может вменить российскому государству зарегистрировать Республиканскую партию России. Так что мы продолжим нашу борьбу, ссылаясь на те прецеденты, которые уже сейчас есть».
Республиканская партия уже направила в Страсбургский суд по правам человека три иска, в которых оспаривает законность действий российских властей по ликвидации партии, все они объединены в одно дело. Вместе с тем Владимир Рыжков не исключает, что накануне выборов возможен и альянс с какой-либо другой политической партией: «Мы готовы рассматривать альянс с другой партией, тем более что у нас уже есть такой опыт: на четырех выборах в Госдуму мы участвовали в том или ином блоке. Конечно, нам ближе всего либеральные партии, такие как "Яблоко" или "Союз правых сил". Но, опять-таки, для этого нужно их желание консолидироваться с другими демократами, которые не зарегистрированы, и, опять-таки, возникает вопрос, а не запретит ли им Кремль консолидироваться. Потому что они получили регистрацию, а кто из нас знает, на каких условиях они получили эту регистрацию, и что от них потребовали в ответ на эту регистрацию. Поэтому мы готовы с ними это обсуждать, но пока серьезного диалога не получается».