Указом Владимира Путина «за большой вклад в развитие отечественного телевидения и многолетнюю плодотворную работу» более 60 работников телевидения были награждены в Кремле орденами и медалями.
Спору нет, получать награды всегда приятно. Особенно заслуженные. Правильно, когда государство не забывает достойных людей, хотя журналистов, наверное, правильнее награждать на склоне лет, или же за работу, связанную с риском для жизни. Понятно, что с телевидением у президента отношения более свойские, поэтому к нему на дачу врачей, ученых или шахтеров возят нечасто, а журналистов с основных каналов по праздничным поводам – не меньше пары раз в год.
Конечно же, нет беды в том, что телевизионщиков приглашают попить чайку к президенту. Любой журналист вряд ли откажется от такого приглашения хотя бы из любопытства. Другое дело, кто и как определяет их пользу и что считать заслугой перед Родиной?
Сегодня трудно представить себе ситуацию ранних 90-х, когда журналист мог отказаться от государственной награды по принципиальным соображениям – из-за несогласия с действиями властей. Как, впрочем, невозможен на нынешнем телевидении и жест, подобный историческому для телевидения поступку знаменитой ведущей новостей ЦТ, отказавшейся от чтения официальной сводки о Вильнюсских событиях 1991 года. Но времена либеральных настроений и профессионального романтизма давно прошли.
Поэтому опять нет ничего нового в том, что вручение государственных наград некоторым убежденным служакам, выполняющим телевизионные спецзадания по разоблачению всяких недругов отечества – от Ходорковского до Каспарова – вполне вписывается в представления государства о пользе и благе.
В принципе, при таких кучных награждениях этого сезона – осеннее к 75-летию ТВ и нынешнее летнее «вдогонку» – можно себе даже представить награждаемых «за вклад в развитие» представителей модного ныне телевизионного треш-направления. Обоснование нетрудно подыскать на уровне психологии: показывая отвратительное и страшное, телевидение освобождает человека от ужаса реальной жизни и противостоит пошлой, аполитичной, глянцевой «гламурности».
Но вот чего никак невозможно объяснить, так это государственного поощрения смакования страха, смерти, криминальных подробностей и человеческой деградации.
Вот, например, зрителю в лучшее вечернее время показывают детей, которых взрослые содержат, как зверей, в клетках, или беспризорников, которые прямо в кадре нюхают клей и колются. Или рассказывают историю чудом выжившей девочки после нападения серийного убийцы. Камера не жалеет героиню и смакует шрамы на юном теле, а потом крупным планом несколько раз показывает ее лицо. Причем зрителю дважды повторяют, что 13 летнюю девочку не только порезали, но и изнасиловали. Физически девочка выжила – констатируют за кадром – а вот за ее душевное состояние врачи беспокоятся.
Зрителю, судя по рейтингам, от этих зрелищ комфортно: и нервы щекочет, и возможность поругать современные нравы есть. Это, как нам объясняют, тоже способ развлечения для благополучного обывателя, который под пивко смакует несчастья ближнего. Как говорят телевизионщики, это «всего лишь бизнес». Только не ясно, почему именно такая «плодотворная работа» криминальных программ считается заслугой перед Родиной?