В четверг ЦИК зарегистрировал кандидатом в президенты Андрея Богданова. Проверка сданных им подписей в свою поддержку прошла успешно. Этого никак нельзя сказать о Михаиле Касьянове. Сообщается, что ЦИК забраковал достаточное количество подписей для отказа в регистрации г-на Касьянова. Решение по его кандидатуре будет принято 27 января.
«Фиктивные подписи гораздо чище настоящих»
По мнению политолога Александра Кынева, факт регистрации лидера Демократической партии совершенно не говорит о ее преимуществе в организации работы или о более широкой поддержке Андрея Богданова на местах по сравнению с Михаилом Касьяновым:
– Массового сбора подписей за г-на Богданова в регионах никто не видел. Что касается сбора подписей за Михаила Касьянова, то он как раз в регионах был виден. Да, есть инцидент с Марий Эл, где возбуждено уголовное дело по фальсификации подписных листов, но, насколько я знаю, среди сданных Михаилом Касьяновым подписей из этого региона нет. Российский закон по правовым последствиям фактически не проводит различий между подписями недействительными и недостоверными. Недействительная подпись – это подпись, которую гражданин мог поставить сам, но выполненная с помарками, с ошибками, с описками. Подпись недостоверная – это когда гражданин не расписывался, или когда такого гражданина не существует вообще. По российским законам одинаково вычеркивается и то, и другое. А вопрос выявления этих самых технических проблем зависит только от одного – от желания избиркома их найти. Забраковать даже с точки зрения технического брака необходимое количество подписей не составляет никаких проблем. Парадокс, но «живые» подписи почти всегда выполнены с огрехами, а подписи, которые изготавливаются поточным методом, делаются гораздо более чисто. В случае с 15% брака в подписях за Касьянова, скорее всего, подавляющее большинство – тот самый технический брак «живых» подписей.
– Как могут повлиять на настроения избирателей слухи о возможном самоотводе Геннадия Зюганова?
– Во-первых, это информационный повод, который несомненно привлекает внимание к кампании Зюганова. Конечно, возможны трактовки, что эта утечка организована даже не самим Зюгановым, а людьми со стороны, намекающими, что события могут развернуться таким образом. С другой стороны, это может быть и вполне адекватной реакцией самого руководства КПРФ на чисто административный характер ведения кампании, оттсутствие возможности для равной информационной борьбы.
– Электорат КПРФ достаточно сплочен, но существенная его часть может откликнуться на возможный призыв о бойкоте выборов. Без регистрации Касьянова на выборах фактически не будет демократических кандидатов и кандидатов патриотического крыла, которое раньше представляла, скажем, партия «Родина». Если в этих условиях не будет еще и кандидата левых, то в таком случае возникает вопрос: а кто же тогда пойдет голосовать? Получается, что пойдут голосовать административно зависимые категории плюс, наверное, сторонники господина Жириновского. В такой ситуации говорить о высокой явке не приходится, а явка – главная основа легитимности избранного кандидата.