В Тбилиси активно обсуждают противоречивые итоги очередной встречи между президентами России и Грузии, прошедшей накануне встречи лидеров СНГ. Грузинский президент приехал вчера вечером в загородную резиденцию Путина в Ново-Огарево. Михаил Саакашвили заявил, что рассчитывает на улучшение отношений с Россией и пригласил Владимира Путина в Грузию. «Нам очень жаль, что вам не удалось приехать в Грузию в качестве президента, но мы надеемся, что в один из первых визитов в ранге, как мы надеемся, уже премьер-министра вы посетите Грузию, мы будем рады», - подчеркнул Саакашвили.
Эта встреча была важна именно для грузинского лидера. В ходе очень бурно прошедшей предвыборной кампании, практически все кандидаты, в том числе Михаил Саакашвили, обещали избирателям улучшить отношения с «великим северным соседом».
Наблюдатели считают, что тема восстановления всесторонних связей с Россией востребована грузинским обществом, и президент Саакашвили не может этого не учитывать. Согласно заявлению грузинских официальных лиц, в ходе встречи обсуждались практически все проблемы возникшие в двусторонних отношениях. В том числе урегулирование конфликтов, согласие Грузии на вступление России в ВТО, восстановление прямого авиасообщения и возвращение грузинской продукции на российский рынок.
Итоги переговоров озвучил после встречи президентов министр иностранных дел Грузии Давид Бакрадзе: «Нам удалось договориться о восстановлении прямого авиасообщения уже к концу марта или к началу апреля, о восстановлении почтовой связи. Российская сторона обещала открыть “Военно-грузинскую дорогу” через “верхний Ларс”, эксперты начнут прорабатывать вопросы возращения грузинской сельхозпродукции на российский рынок. Кроме того, в ближайшее время в Женеве пройдут переговоры о вступлении России в ВТО».
Судя по высказываниям главы МИДа и других официальных лиц, пока реально удалось договориться лишь о восстановлении прямого авиасообщения. Москва ещё в прошлом году предлагала восстановить рейсы аэрофлота и других российских авиакомпаний между Россией и Грузией. Но в Тбилиси настаивали на паритете – защищая тем самым интересы грузинского авиаперевозчика. В частности, компании «Грузинские авиалинии», которая выполняла рейсы из Тбилиси в Москву до введения Россией транспортных и иных ограничений, что произошло сразу после скандала с арестом в Тбилиси нескольких Российских военнослужащих по обвинению в шпионаже. Официально, российские власти ссылались на задолженность давно (ещё в 90- годы) обанкротившихся грузинских авиакомпаний в размере 3 миллионов долларов.
По словам премьер-министра Ладо Гургенидзе, этот вопрос пока не решён - то есть Россия по прежнему настаивает на погашении задолженности частных авиакомпаний из государственного бюджета Грузии. Даже в этом вопросе успех следует считать частичным и относительным.
Грузия настаивает на легализации либо закрытии таможенно-пропускных пунктов на Абхазском и Югоосетинском участках российско-грузинской границы - в качестве условия своего согласия на вступление России во всемирную торговую организацию.
Вечером в четверг, выступая после московских переговоров в эфире телекомпании «Рустави-2», премьер-министр Гургенидзе сообщил, что Россия предложила некую новую схему решения этой проблемы.
Наблюдатели теряются в догадках, а официальные источники молчат – что имеется в виду под «новой схемой», если Абхазия и Южная Осетия категорически против присутствия грузинских таможенников и пограничников на своей территории. Возможно, стороны возвращаются к идее, возникшей ещё 10 лет назад, в эпоху Шеварднадзе, когда всерьёз рассматривался вопрос о присутствии представителей Грузии на границе с российской стороны.
Оппозиция уже критикует президента Саакашвили за возможное согласие на вступление России в ВТО – без твердых гарантий уважения Москвой официальных границ Грузии. До возвращения грузинских вин, «боржоми» и сельхозпродукции на российский рынок, судя по дипломатичности формулировок о «консультациях на экспертном уровне», еще далеко.
В отличие от предыдущей встречи, прошедшей в таком же формате, в этот раз президенты отказались от совместной пресс-конференции.