В борьбу за право судить предпринимателя Виктора Бута вступили сразу три государства. США намерены добиться экстрадиции Бута, которого Вашингтон подозревает в нелегальной поставке оружия в Африку и Колумбию. Об этом заявил официальный представитель госдепартамента США Дин Боит. Федеральный прокурор по Южному округу Нью-Йорка Майкл Гарсиа заочно выдвинул против Виктора Бута обвинение в том, что бизнесмен планировал поставку переносных ракетно-зенитных комплексов (ПЗРК) боевикам революционных вооруженных сил Колумбии.
В свою очередь власти Таиланда, где был задержан гражданин России Виктор Бут, должны проверить - не поставлял ли предприниматель оружие местным боевикам. Представители тайской полиции утверждают, что бизнесмен Бут планировал обсудить в Бангкоке ряд соглашений о поставках оружия. В связи с этим российский бизнесмен будет вначале привлечен к суду в Таиланде и лишь затем, может быть, экстрадирован на родину или в США, где против него выдвинут ряд обвинений.
Москва должна добивается экстрадиции своего гражданина в Россию, считает адвокат предпринимателя Виктор Буробин, так как никакая другая страна судить российского гражданина не может. Российский гражданин арестован обманным путем на чужой территории по американскому запросу спецслужбами, а это неприемлемо, заявил защитник Буробин в эфире радиостанции «Эхо Москвы». Даже если предположить, что он участвовал в доставке оружия или еще чего-то в третьи страны, судить российского гражданина может только российский суд, отметил адвокат.
Известный юрист Владимир Сергеев (он в свое время защищал предпринимателя Анатолия Быкова из Красноярска и жителя Северной Осетии Виталия Калоева, который отсидел в швейцарской суде за убийство авиадиспетчера), исходя из профессионального опыта, считает, что процедура экстрадиции из одной страны в другую потенциального преступника обычно занимает много месяцев.
- Окончательное решение, я думаю, будет приниматься не раньше, чем через полгода, - говорит Сергеев. - Российская сторона на самом деле сделала все, что должна была сделать. Я думаю, что адвокаты сейчас будут обжаловать это требование об экстрадиции в судебном порядке. А сама процедура судебного обжалования займет несколько месяцев. Окончательное решение будет приниматься министерством юстиции. Как правило, в большинстве стран происходит именно так.
- Имеет ли значение в данной ситуации влияние и авторитет страны, которая будет настаивать на экстрадиции Виктора Бута?
- Думаю, что, да. Во всяком случае, один из моих клиентов, небезызвестный господин Быков, в ту пору председатель совета директоров Красноярского алюминиевого завода, которого экстрадировали из Венгрии, собственно говоря, оказался в такой ситуации, когда Россия требовала его выдачи. Венгрия выдала, по моим сведениям, по причине того, что Россия чуть ли не в ультимативной форме заявила о прекращении подачи газа на территорию этой республики. Это победа российской прокуратуры, которая настояла, требования которой были удовлетворены. Сегодня, по прошествии времени, уже можно говорить о том, что, да, обвинения против Быкова рассыпались, но на тот период времени это было действительно серьезное решение. Во всяком случае, генеральный прокурор Российской Федерации тогда дал гарантию, что в отношении Быкова не будет применена смертная казнь. А вы сами понимаете, что это нонсенс. Никто не может гарантировать в России, даже президент (президент может помиловать), никто не может предрешать решение российского суда. А прокурор Российской Федерации в 1999 году гарантировал венгерскому министерству юстиции о том, что в отношении Быкова не будет применена смертная казнь. Хотя статья, по которой требовали его экстрадиции, она предусматривала смертную казнь в качестве одной из мер ответственности.
- Но между Россией и Таиландом нет международных договоренностей по поводу экстрадиции граждан, подозреваемых в совершении преступлений. Как в данном случае будет решаться проблема?
- Здесь вопрос доброй воли. Посчитают возможным - передадут, а вот императивно требовать и ссылаться на какую-то норму конвенции, понятно, в данном случае, уже нет возможности.
Известно, что к Виктору Буту нет никаких претензий со стороны российских правоохранительных органов. Но в 2006 году президент США Джордж Буш принял решение о замораживании активов ряда лиц, несущих, по мнению Белого дома, ответственность за непрекращающиеся вооруженные конфликты в Демократической республике Конго. Среди них был и российский предприниматель Виктор Бут. Публицист Юлия Латынина считают, что деятельность Виктора Бута вполне могла стать основанием для серьезных претензий к нему.
- Это человек, который торговал оружием, очень крупный торговец оружием. Одни говорят - выходец из КГБ, другие - просто русский. Сначала он торговал россйским оружием, сосредоточенным в основном в Западной группе войск, потом просто российским оружием. Судя по тому, что он совершенно спокойно находился в России в 2002 году, давал интервью, и не было к нему никаких претензий в самый разгар укрепления вертикали власти, значит, он торговал оружием как минимум с санкции тех людей, которые у нас строят вертикаль власти. Не было у них к нему претензий. Поэтому, конечно, требование об экстрадиции его в Россию выглядит довольно странно, выдвигаемое адвокатом. Потому что это означает, что его отвезут к подельникам и вряд ли какая-нибудь юстиция в мире пойдет на такой шаг.
- Каковы, на ваш взгляд, шансы, что Таиланд экстрадирует Бута в Россию под давлением российской прокуратуры, например?
- У России - нулевые. Я не думаю, что господина Бута когда-либо экстрадируют в Россию.