Ссылки для упрощенного доступа

Ингушетию «могут возглавить люди, которые выступают за уход России с Кавказа»


Проверки на дорогах. У въезда в Назрань
Проверки на дорогах. У въезда в Назрань

Органы следствия рассматривают три версии убийства заместителя председателя Верховного суда Ингушетии - профессиональную деятельность, кровную месть и расправу по политическим мотивам. Эксперты полагают, что без изменения проводившейся до сих пор Москвой в регионе политики к власти здесь могут прийти внесистемные силы, выступающие за «уход России с Кавказа».



Хасан Яндиев
Заместителя председателя Верховного суда Хасана Яндиева застрелили на автозаправочной станции в воскресенье по дороге между Карабулаком и станицей Троицкая. По данным МВД республики, киллер скрылся с места преступления на автомобиле ВАЗ. Представитель Верховного суда заявил, что выстрел был произведен из снайперской винтовки, стреляли в спину. По факту преступления возбуждено уголовное дело по статьям «Убийство» и «Незаконное хранение огнестрельного оружия».

Рассматривается три версии произошедшего, первой из них является профессиональная деятельность г-на Яндиева. Он вел дела в отношении участников незаконных вооруженных формирований и вынес приговоры десяткам подозреваемых в терроризме. Одно из самых громких стало дело о нападении боевиков Шамиля Басаева на Ингушетию в июне 2004 года. Тогда в Назрани погибли 79 человек, 105 получили ранения. Большинство погибших являлись сотрудниками правоохранительных органов республики.


Другим громким процессом стал суд над т.н. резервной группой бесланских террористов - Резваном Ходжаевым, Казбеком Завлиевым, Мартаном Хамурзиевым и Шамилем Хадисовым. Обвинение считало, что подозреваемые входили в группу террористов, которые должны были в случае провала теракта в Северной Осетии напасть на школу №2 в станице Нестеровская и захватить в ней заложников. Всех их осудили на 20 лет строгого режима.


Сотрудник центра «Мемориал» Александр Черкасов называет версию о мести судье со стороны подпольщиков правдоподобной лишь отчасти: «Кроме людей, которые действительно участвовали в этом нападении (по крайней мере, по мнению адвокатов, по тем материалам, которые адвокаты смогли представить), среди приговоренных было достаточно много таких, в отношении которых материалы были сфабрикованы и получены под пытками. Люди, ведущие эти дела, очевидным образом могли стать мишенью не только для собственно вооруженного подполья, но и для тех, которые к подполью ранее не принадлежал, но был причислен к нему усилиями правоохранителей».


После объявления приговора осужденные заявили о своей полной невиновности. В свою очередь, судья заявил, что четверо осужденных заслуживали более сурового наказания. «Эти бандиты получили бы пожизненные сроки, если бы присяжные признали подсудимых виновными в пособничестве бесланским террористам», - так прокомментировал тогда свой приговор Хасан Яндиев.


Следствие не исключает и версии расправы по политическим мотивам. Яндиева назначили судьей в 1998 году, с 2005 года он являлся заместителем главы Верховного суда республики. Во время предвыборной кампании 2002 года Яндиев рассматривал дело о лишении права баллотироваться на пост главы Ингушетии Хамзата Гуцериева, который представлял те местные кланы, которые Москва активно оттесняла от власти.


Политолог Руслан Кутаев называет гибель Яндиева предсказуемой: «Сегодня в Ингушетии убийства становятся рядовым явлением. До ста человек, работающих в правительственных, правоохранительных структурах, убиты, похищены, исчезли. Идет серьезный процесс. Политическая оппозиция, которой практически не существует, люди, которые не согласны с политикой Зязикова (президент а Ингешетии Мурат а Зязиков а – РС) пытаются каким-то образом реанимировать отсутствующую базу, они пытаются в рамках Конституции, законов Российской Федерации проводить какие-то мероприятия. Но этому препятствуют специальные службы Ингушетии и РФ, которые являются сторонниками Зязикова. Эта ситуация дошла до критической массы».


Эксперт указывает на опасность проводимой властями региона при поддержке федерального центра политики. В результате ее осуществления проиграть могут и Магас, и системная оппозиция, а республику «могут возглавить люди, которые считают, что Россия должна уйти с Кавказа».


После убийства Яндиева МВД Ингушетии объявило о переходе на усиленный вариант несения службы. Как заявили в штабе группировки войск, эта мера объясняется поступлением сигналов о возможных вылазках незаконных вооруженных формирований. Под усиленную охрану взяты административные здания, школы, больницы, транспортные узлы.


XS
SM
MD
LG