В Московском городском суде подходит к завершению процесс над Леонидом Невзлиным, которого из всех бывших совладельцев компании ЮКОС обвиняют в самых серьезных преступлениях - организации убийств. В среду начинаются прения сторон, после которых станет известно, какое именно наказание требует прокуратура для бывшего совладельца ЮКОСа.
Суд над Леонидом Невзлиным проходит заочно. Он проживает в Израиле и остается единственным из бывших руководителей ЮКОСа, находящимся на свободе. Российская прокуратура несколько раз пыталась добиться его экстрадиции, но безуспешно. Израиль не имеет с Россией подписанного соглашения о выдаче преступников или подозреваемых в совершении преступлений. Одно из последних отказных решений по ходатайству адвоката суд приобщил к материалам дела. В нем судьи Высшего суда справедливости Израиля, в частности, указывают: улики, на которых базируется запрос об экстрадиции, являются свидетельскими показаниями, основанными на чужих словах, на основании которых нельзя дать указания об экстрадиции человека. По окончании прений сторон судье Валерию Новикову, рассматривающему дело, придется дать в приговоре собственную оценку и этому решению суда.
Обвинения, которые прокуратура предъявляет Невзлину, почти идентичны тем, что в свое время инкриминировали бывшему начальнику службы безопасности ЮКОСа Алексею Пичугину, с той только разницей, что Пичугин, по мнению следствия, а теперь уже и суда, организовывал многочисленные убийства неугодных ЮКОСу предпринимателей и чиновников, а Невзлин их заказывал. В списке жертв - супруги Горины из Тамбова (их трупы до сих пор не найдены), директор фирмы «Феникс» Валентина Корнеева и мэр Нефтеюганска Владимир Петухов. В прокуратуре считают, что по указанию Невзлина Пичугин организовал покушение на советника по общественным связям мэра Москвы Ольгу Костину и предпринимателя Евгения Рыбина. В списке потенциальных жертв также охранник убитого мэра Нефтеюганска Вячеслав Кокошин, водитель предпринимателя Рыбина и его охранники Николай Федотов, Алексей Иванов и Евгений Филипов и управляющий делами ЗАО «Роспром» Виктор Колесов.
О финальной стадии процесса над Леонидом Невзлиным РС рассказал его адвокат Дмитрий Харитонов:
- Я думаю, что абсолютно нет никаких оснований считать этот суд справедливым. С самого начала его защита и Невзлин были лишены практически всех прав, которые предоставлены законом. Началось все это действо с того, что нам просто-напросто не дали ознакомиться с материалами дела. А по ходу процесса эти нарушения просто множились и множились. Закончилось же все тем, что, когда защита попыталась представить доказательства свои, суд просто-напросто сказал, что делать это, по его мнению, не нужно. И было отказано, в частности, в приобщении большого количества документов, а также в допросах очень важных свидетелей, среди которых Ходорковский, Лужков, Шанцев, другие лица.
- А что касается тех свидетелей, которых вам все-таки удалось допросить, какие показания они давали?
- Мы допрашивали только свидетелей обвинения. Это лица, которые были включены в список обвинительного заключения. Ни одного прямого показания, которое бы свидетельствовало о любой причастности Невзлина к тем преступлениям, которые ему инкриминируются, в деле нет. Все эти показания - это показания со слов чужих лиц, которые уже либо признаны умершими, либо были убиты, либо предположения. Поэтому проверить их достоверность абсолютно невозможно. Предположения же и показания с чужих лиц в соответствии с нашим законодательством не могут быть положены в основу обвинительного приговора.
- Известно ли вам, какие действия намерен предпринять сам Леонид Невзлин в случае вынесения ему обвинительного приговора?
- О возможных действиях, я думаю, пока говорить рано, поскольку гипотетически можно представить, что государственное обвинение может и отказаться от того обвинения, которое предъявлено Невзлину. На самом деле оно и должно так сделать, поскольку ни одного доказательства его вины в деле просто-напросто нет.
Сам Леонид Невзлин считает выдвинутые против него обвинения абсурдными, а дело - политически мотивированным, рассказал помощник бизнесмена Эрик Вольф:
- Алексей Пичугин был первой жертвой политических преследований ЮКОСа, он был первым человеком, который был арестован, и он, кстати, получил самое жесткое наказание - пожизненное заключение. А дело Невзлина сделано просто под копирку после дела Пичугина. Прокуратура заявила вроде бы около 500 свидетелей, из них на суд явились только 10%, и 99% этих свидетелей не имеют понятия ни о Невзлине, ни о преступлениях, а те, которые дают показания, они от показаний своих в суде отказались и заявили о том, что эти показания были получены от них путем угроз, подкупа и так далее. Все эти дела юкосовские, все дела, связанные с акционерами, с менеджментом компании, да и с самой компанией, ее налоговые дела, были все абсолютно, от первого до последнего, примером кремлевского правосудия «по звонку». Поэтому, естественно, сомнений нет, что приговор уже давно готов.